Здания Кремля

Административные здания и музеи

Оружейная палата
Большой Кремлёвский дворец
Грановитая палата
Потешный дворец
Золотая царицына палата
Теремной дворец
Арсенал
Сенат
Военная школа имени ВЦИК (14-й корпус)
Государственный Кремлевский Дворец
Государственный Исторический Музей

Оружейная палата

Оружейная палата — один из музеев Московского Кремля.
Пять столетий минуло с первого упоминания об Оружейной палате Московского Кремля. Но ещё в 1339 году в духовной грамоте Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. С конца XV века Москва превращается в центр художественных ремесел, где русские мастера создают множество превосходных памятников искусства.

Внешнеполитические успехи московских князей и военные победы щедро пополняли кремлёвскую сокровищницу. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары, и в период правления Ивана III казна разрослась настолько, что для её хранения в 1485 году в Кремле было специально возведено двухэтажное каменное здание с глубокими подвалами для драгоценностей.

Кремлёвская сокровищница была разграблена польскими интервентами в Смутное время, однако быстро пополнилась во времена бурного экономического роста и расцвета ремёсел при первых царях династии Романовых, а при Петре Великом — за счёт военных трофеев. Значительную часть ценностей составляли изделия мастеров ведущей кремлёвской мастерской — Оружейной палаты, которой и обязан своим названием музей, располагающийся сегодня в здании, воздвигнутом архитектором К. А. Тоном в 1844 году. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Задуманный как московская резиденция императорской семьи, построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв).

Пять его парадных залов — Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский и Екатерининский — посвящены русским орденам. Интерьеры дворца задуманы как памятник отечественной истории и славы русского воинства.

Главным залом в XIX век веке был Андреевский тронный зал, украшенный золочёными пилонами и дверями с орденскими крестами и цепями. Стены Александровского зала отделаны розовым мрамором и увенчаны сферическим куполом с гербами и орденскими знаками. Восьмигранный зал святого Владимира является центром дворцового ансамбля и освещается верхним светом через купол.

Георгиевский зал дворца — самый большой и торжественный — назван так в честь высшего ордена в русской армии. В этом зале на мраморных досках высечены названия полков, флотских экипажей, батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена святого Георгия Победоносца. Екатерининский зал, поражающий изысканностью убранства, а также удивительным сочетанием торжественности и уюта, был тронным залом русских императриц. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Грановитая палата

Грановитая палата в Московском Кремле стоилась 1487 г. — 1491 гг. Итальянскими архитекторами Марко Фрязин и П.А. Солари.

Входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце XV — начале XVI в., и служила парадным тронным залом. Свое название Грановитая палата получила от применения граненого руста в облицовке главного фасада.

До перестройки после пожара 1682 г. окна второго этажа были парными и меньшего размера, со стрельчатым завершением, верхние имели полуциркульное завершение; затем, в 1685 г., они были растесаны и обрамлены новыми наличниками, состоящими из резных колонок с раскрепованным антаблементом, опирающихся на консоли (выполнены О. Д. Старцевым).

Тогда же (в 1684-1685 гг.) были произведены и другие строительные работы: над сенями сделан тайник для хранения ценностей, переложен карниз, а вместо медной установлена железная кровля. Вход в палату был со стороны южного фасада, к нему вела открытая Красная лестница, украшенная на каждой площадке золотыми фигурами львов (не сохранилась). Перед входом в зал находятся Святые сени с золочеными резными порталами (два из них, оформляющие ложные двери, поздние 1840-х гг.).

Квадратный в плане зал Грановитой палаты со столпом в центре (гипсовые рельефы 1968 г. воспроизводят первоначальные белокаменные), на который опираются пяты четырех крестовых сводов, в свое время был самым большим залом на Руси (площадь его 459 кв. м). Такие одностолпные палаты в дальнейшем получили на Руси широкое распространение.

Стены и своды зала были расписаны при царе Федоре Иоанновиче в конце XVI в. В 1670-1680х гг. стены были на западный манер обиты тканями, закрывшими обветшавшие фрески. Ныне существующая роспись выполнена в 1882 г. палехскими иконописцами во главе с братьями В. В. и И. В. Белоусовыми, повторившими композиции древней стенописи на основании описи, которая была сделана С. Ушаковым в 1672 г. Великолепный золоченый резной портал XVI в. (верхняя килевидная часть; остальные детали XVII в.) выдержан в формах ренессансной архитектуры. Вверх

russia.rin.ru

Потешный дворец

Расположен на территории Московского Кремля у западной стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651 г. как жилые палаты боярина И.Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича. Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором. Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве.

По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен.

В Потешной палате, как повествуют современники, производилась «смехотворная хитрость» скоморохами. Они давали небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и кукольные комедии, которые были издавна обычным народным увеселением в Москве. Русские комедианты ходили по улицам с подвижными театрами и представляли посредством кукол различные шутки. Для этого они закрывались кругом холстом, а над головами своими заставляли кукол выделывать разные фарсы. В Потешной палате хранились разная потешная рухлядь, костюмы, музыкальные инструменты.

Царь Алексей Михайлович облагородил эти потешные представления: при нем начались уже настоящие пьесы, преимущественно мистерии. Впоследствии, когда царь женился во второй раз — на Наталье Кирилловне Нарышкиной, во дворце разные забавы умножились, так как молодая царица была очень веселого нрава. Царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака, набрала из окружавших ее девиц и царедворцев труппу и играла с ними на сиене довольно часто. Театральные потехи продолжались во дворце до времен Петра I, который приказал построить для них отдельную «комедиальную храмину» на Красной площади. Между прочим, в Потешном дворце проживали и переводчики из Посольского приказа, которые переводили для царя иностранные газеты, а позже в нем разместился Полицейский приказ.

В 1806 г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Стиль дворца — старинный, смешанный. Верхний ярус образует терем с византийскими арками. Цвет дворца — зеленоватый. В 1809 году к дворцу пристроены два каменных корпуса, из коих один выходит к Троицким воротам. Дворец этот находится на единственной в Кремле улице — Александровской.
В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000-2004 гг. на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца. Вверх

vmoskvy.ru
moskva.ru


Золотая царицына палата

Входит в состав Большого Кремлевского дворца, возведенного в Московском Кремле в конце XV – середине XIX веков. Она расположена с восточной стороны Мастерских палат, построенных в середине XVI века на подклете дворца конца XV- начала XVI века и предположительно явилась его частью, выполняя, вероятно, роль парадного помещения женской половины дворца. Впервые она упомянута в источниках в 1526 году под названием Наугольной. Наряду с Грановитой палатой это – древнейшее сохранившееся сооружение Кремля гражданского назначения.

В 1580-х годах палата перестраивается под парадный приемный зал царицы Ирины Годуновой, жены Федора Ивановича, при этом она получает богатую отделку. Стены и своды расписываются фресками по золотому фону, отчего происходит ее второе название “Золотая”. Уникальная тематика росписи отвечает назначению палаты: это сцены из жизни и подвиги знаменитых византийских царицИрины, Феодоры и Софьи, русской княгини Ольги и грузинской царицы Тамары.

После постройки над Золотой царицыной палатой в 1630-1640-х годах Верхоспасского собора и галереи вдоль южного фасада она перестала снаружи существовать как самостоятельный объем. В настоящее время часть ее восточного фасада можно видеть с Соборной площади под галереей, опоясывающей одиннадцатиглавие Теремных церквей.

В 1683 году для укрепления свода палаты, перегруженного при неоднократных перестройках верхних теремных церквей, под него подвели две взаимно перекрещивающиеся мощные арки, стянутые воздушными металлическими связями. Это разрушило интерьер палаты, лишив его гармонии и выразительности. Вверх

vmoskvy.ru


Теремной дворец

Памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Это первые каменные покои в царском дворце. Теремной дворец был построен на нижнем ярусе северной части великокняжеского дворца, сооружённого по проекту Алевиза Фрязина в 1499—1508 годах, а также надстроенные над ним во второй половине XVI века Мастерские палаты. На этих двух этажах были надстроены три новых: два жилых этажа (в нижнем — служебные помещения, а также покои царицы и царских детей, в верхнем — покои царя), а также третий -златоверхий Теремок, где в обширном зале заседала Боярская дума (окончен в 1637). Этот пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени.

В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. К сожелению, интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года. В 1836—1837 году при реставрации под руководством Ф.Г. Солнцева, при участии Ф.Ф. Рихтера, по образцам XVII века были выполнены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

При строительстве Большого Кремлёвского дворца в 1847—1849 части Верхоспасской площадки с Золотым крыльцом оказались встроенными в него.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Арсенал

Арсенал (Цейхгауз) — административное здание Службы коменданта Московского Кремля в северной части территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями. Имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западная и северо-восточная стороны здания вплотную примыкают к кремлевской крепостной стене.

Двухэтажное здание имеет высоту свыше 30 метров, кирпичные стены декорированы двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма.

Возведение Арсенала началось в 1702 году по приказу Петра I на месте сгоревших во время пожара 1701 года хлебных амбаров. Здание предполагалось использовать в качестве военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Арсенал является самым большим сооружением Москвы петровского времени, и его строительство положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.

На первом этапе работы возглавили архитекторы М. Чоглоков, Д. Иванов и Х. Конрад. В 1706 году из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 году. С 1731 года строительством руководили фельдмаршал Б.-Х. Миних и архитектор И. Шумахер. В 1737 году во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 годах. Эта работа осуществлялась под руководством М. Казакова и инженера А. Герарда.

Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 году Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И. Таманского и Е. Тюрина начались в 1814 году и завершились в 1828 году.

После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году к нему были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. Вдоль фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (среди них французских – 365, австрийских – 189, прусских – 123, неаполитанских – 40, баварских – 34, итальянских – 70, голландских – 22).

Вдоль южной стены выставлены на лафетах 20 русских пушек XVI–XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн» Мартына Осипова и другие. Они были перенесены к Арсеналу после сноса в 1960 году старой Оружейной палаты.

В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания, в котором размещены казармы роты специального караула (первой роты) Президентского полка и административные службы Комендатуры Кремля. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Сенат

Проект здания Сената (Присутственных мест) был утвержден Екатериной II в 1776г., но сооружение его продолжалось двенадцать лет. Первоначально руководство постройкой было поручено архитектру К.Бланку, но с 1779г. Казаков сам стал во главе строительства. Среди его помощников следует назвать И.Еготова и И.Селехова, впоследствии занявших видное место в истории русской архитектуры.

Здание имеет в плане форму треугольника со скошенными углами и образует три внутренних двора: центральный пятиугольный и два трапецеидальных. В вершине треугольника размещен круглый Свердловский зал, который представляет собой купольную ротонду. Эта излюбленная Казаковым архитектурная форма не раз применялась им в различных сооружениях Москвы. Наиболее совершенное вополощение эта форма получила в круглом зале Сената. Недаром современники называли его русским Пантеоном…

Круглый трехсветный зал обрамлен вдоль стен мощной колоннадой, поставленной с небольшим отступом от стены. Над колоннадой неширокая обходная галерея. Грандиозный купол перекрывает пространство зама пролетом почти 25м и высотой 27м. Огромные размеры купола вызывали сомнение в надежности его конструкции, и существует предание о том, что после снятия кружал автор проекта сам поднялся на вершину купола, чтобы наглядно показать его крепость. Особенность конструкции заключается в том, что распор купола гасится не стройной колоннадой, как это кажется, а стенами и наружными колоннами зала.

Исключительно красив скульптурный декор зала. В простенках между колоннами помещено 18 горельефных панно, прославляющих в аллегорической форме просвещение, законность, правосудие и добродетель. По документам, они выполнены талантливыми русскими скульпторами Г.Замараевым и И.Юстом. Композиция горельефов выполнялась по эскизам самого Казакова. Ему же, несомненно, принадлежит изящный рисунок фриза в антаблементе над колоннадой ионического ордера.

Выше, в нижней части свода купола, простенки между окнами заполнены скульптурными портретными медальонами в орнаментальном обрамлении. В уменьшающихся от основания купола к его вершине кессонах помещены розетки, первоначально лепные, а в XIX веке замененные металлическими.

Зал предназначался для торжественных собраний дворянства, но с постройкой Казаковым в 1784г. Колонного зала в Доме благородных собраний он утратил свое значение и был заброшен. В войну 1812г. зал Сената пострадал от взрывов. С 1813г. интендантство использовало его под склад, а с 1816 по 1850г. здесь размещался военный архив, пребывание которого нанесло значительный ущерб конструкции и особенно декору зала.

Только в 1856г., когда зал был передан Министерству юстиции, здесь под руководством академика Афанасьева были проведены восстановительные работы.

С 1917г. зал использовался советскими правительственными учреждениями, в нем неоднократно проводились поддерживающие ремонты. В 1961г. была проведена капитальная реставрация по проекту архитекторов В.Либсона, И.Рубен, Г.Солодкой.

Реставраторы переступили порог зала, и он сразу же поразил их своими размерами, спокойной и строгой красотой, но, окрашенный в белый цвет без каких-либо градаций в тоне, он воспринимался как огромный гипсовый макет. Однако реставраторы, которым уже приходилось иметь дело с сооружениями Казакова, знали, какое огромное значение придавал мастер цвету в архитектуре интерьера. Здесь же все исключительное богатство пластического решения было как бы нивелировано и, лишенное контрастов, значительно проигрывало в своей выразительности. Воспользовавшись лесам, они приступили к поиску первоначального цветового решения зала, предполагая, что оно было иным.

Пробные расчистки обнаружили в ряде мест под многократными побелками глубокий синий цвет (близкий кобальту), служивший фоном для великолепного лепного декора. Такой же цвет был найден в кессонах (филенках) купола под позднейшими прокладками акустического картона коричневого тона, совершенно выпадавшими из общего колорита зала. На латунных розетках под побелкой открылись следы позолоты, а в нишах — отделка искусственным мрамором.

Параллельно с исследованием памятника зодчества велось изучение архивных документов. Так, наличие первоначального фона синего цвета подтвердили документы о покупке для «раскрашивания зала краски саксонского голубца», были выявлены месторождения естественного камня, применявшегося при возведении здания, и получены другие сведения, освещающие историю его строительства.

В результате трудоемкой, кропотливой работы были восполнены утраты в лепном декоре, укреплены все конструкции зала, воссоздана первоначальная цветовая гамма. Эта гамма, построенная на эффектном, излюбленном зодчим сочетании синего и белого тонов стен и купола с позолотой розеток, в еще большей степени усилила торжественность архитектуры.

Из книги В.Я.Либсона «Возрожденные сокровища Москвы»

Сейчас в здании Сената расположена Рабочая резиденция Президента Российской Федерации в Кремле. Вверх

Военная школа имени ВЦИК (14 корпус)

Здание Военной школы им. ВЦИК было построено по проекту архитектора И.И. Рерберга в 1932-1934 гг. на месте снесенных в 1929 г. Чудова и Вознесенского монастырей. Это было первое и до 1959 г. единственное сооружение на территории Московского Кремля, построенное после Октябрьской революции 1917 г.

Здание имеет конфигурацию в виде трезубца, направленного в сторону Сената. Его архитектура решена в неоклассическом стиле, характерном для 1930-1940-х гг. Главный фасад, обращенный к Москве-реке, симметричен, его центр акцентирован выступающей частью с восьмиколонным портиком ионического ордера. Решенный весьма помпезно, он фактически ниоткуда не обозревается. Боковой фасад сооружения обрамляет с востока Ивановскую площадь. Имея одинаковую с Сенатом высоту и близкий масштаб архитектурных членений, здание не конкурирует с историческими памятниками и не диссонирует в ансамбле, однако сухость и упрощенность архитектурных форм боковых фасадов придают монотонность и невыразительность этой части застройки Кремля.

В 1950-х гг. здание передается Верховному Совету СССР, а в 1958 г. часть его перестраивается под Кремлевский театр на 1200 мест. Заслуживают внимания комфортабельные, со вкусом отделанные интерьеры театра, выполненные архитектором А.Ф. Хряковым.

В настоящее время в корпусе размещаются административные службы Администрации Президента и Комендатуры Кремля. Вверх

vmoskvy.ru


Государственный Кремлевский Дворец

Государственный Кремлевский Дворец расположен в самом сердце древнего московского Кремля. Огромное здание (общий объем равен 600000 куб. м.), сооруженное из белого уральского мрамора, отражает своими огромными стеклянными плоскостями золотые купола соборов и древние крепостные башни. Зрительный зал (6000 мест) и сцена (450 кв. м) уникальны по своим размерам и оснащенности, что позволяет проводить в Кремлевском Дворце крупнейшие конференции, совещания, форумы. Зрительские кресла снабжены системами электронного голосования и наушниками синхронного перевода. Зрительный зал опоясан светлыми просторными фойе. В верхней части Государственного Кремлевского Дворца расположен ресторан с банкетным залом (общая площадь — 900 кв. м.). Отсюда открывается восхитителная панорама Кремля и Москвы. Зал предназначен для проведения крупных торжественных приемов. На сцене Кремлевского Дворца проходят спектакли знаменитых балетных трупп, фольклорных народных ансамблей. С аншлагами в ГКД выступали звезды мировой величины: Элтон Джон,Тина Тернер, Стинг, Брайан Адамс, Род Стюарт. В Кремлевском Дворце постоянно работает Театр «Кремлевский балет» (Художественный руководитель — народный артист России Андрей Петров) — молодая балетная труппа, в чьем репертуаре произведения балетной классики («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот») соседствуют с современными балетными спектаклями («Золушка», «Макбет», «Зевс», «Наполеон Бонапарт»). Вверх

moscowout.ru


Государственный Исторический Музей.

Исторический музей (Государственный Исторический музей) — крупнейший национальный исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве.

Собрание музея отражает историю и культуру России как многонационального государства с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию музейных экспонатов.

Музей основан по инициативе общественности в 1872 году. Первоначальную коллекцию составили экспонаты исторического и севастопольского отделов Политехнической выставки 1872 года.

«Музей истории России» со времен палеолита до наших дней открыт в 1883 г., в 48 залах музея представлено более 4,5 млн. экспонатов: памятники археологии, собрание рукописей, старопечатных книг, нумизматическая коллекция, изделия стекольных и всех керамических производств, коллекция народной одежды всех регионов России, собрание русской усадебной мебели, коллекция русского и европейского боевого и охотничьего оружия. Вверх

moscowout.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org