Соборы и храмы Кремля

Успенский собор
Архангельский собор
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Колокольня Ивана Великого
Собор Василия Блаженного
Церковь Ризположения
Благовещенский собор
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Верхоспасский собор и теремные церкви
Казанский собор

Успенский собор

Успенский собор — собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 гг. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Первый собор на этом месте был построен в XIV веке, в царствование Ивана I. Когда через сто лет собор сильно обветшал, строительство нового собора было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения, произошедшего в Москве 20 мая 1474 года.

После этого Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который и построил существующее здание собора. Собор был построен по подобию Успенского собора во Владимире.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 гг. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 гг. собор был расписан заново, старые росписи практически не сохранились.

В 1547 году в соборе прошла коронация первого русского царя, Ивана IV, а с 1721 года собор стал местом коронации русских императоров. Закрыт для доступа и богослужений в 1918 г., открыт как музей в 1955 г.. С 1990 г. совершаются богослужения в некоторые праздники по благословению Патриарха РПЦ. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Архангельский собор


Архангельский собор — собор, расположенный на соборной площади Московского Кремля.

Собор был сооружен в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина на фундаменте старого собора XIV века. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения.

В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652—1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

Архангельский собор с 1340 по 1730 годы служил усыпальницей московских великих князей (затем русских царей) и их родственников мужского пола. Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. В 1928 в крипту Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом Вознесенском соборе женского монастыря). Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Московского Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма. Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки.

В 1395 г. храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1479 г., вероятно по причине пожара, верх здания обвалился, но вскоре церковь была восстановлена. Кардинальной перестройке сооружение подверглось в 1681-1684 гг. при Федоре Алексеевиче, когда Алевизовский храм заменяется одноглавой Церковь Рождества Богородицы на Сенях церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом упраздняется, а в ХVIII в. подклет превращаетс я в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлевского дворца в 1838 г. придельная церковь Лазаря в древнем подклете восстановливается, а в архитектурное оформление храма привносятся эклектические детали в стиле ХVII в.

В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы. Вверх

vmoskvy.ru

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого (устаревшее Иван Великий) — церковь в московском Кремле, высотой 81 метр.

В 1329 на этом месте была построена Церковь Иоанна Лествичника. В 1505 церковь была разобрана, и на её месте Боном Фрязином была сооружена новая церковь. В 1532—1543 зодчий Петрок Малый с северной стороны церкви пристроил прямоугольную звоницу с храмом Вознесения. В 1600 при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника была достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Вплоть до конца XIX века, когда был построен Храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась высочайшим сооружением в Москве.

В 1812 французы взорвали пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии отстроены, но в ином виде. Всего на ней колоколов 34: Успенский, самый большой, далее — Реут, или Ревун. Другие колокола: Медведь — древнейший (1501), Татарин, Лебедь, Голодарь, Корсунский и проч. Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Собор Василия Блаженного

 

Собор Василия Блаженного (первоначальное название Покровский собор что на Рву, в народе имел ещё одно название — Иерусалим) — выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади в Москве. Символ связи России с Европой и Азией.

Собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплёны по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Собор Василия Блаженного состоит из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боёв за Казань: Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии, Трёх патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе, более распространенное ныне название. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый). В 1929 году был закрыт и были сняты колокола. С 1990 храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Колокола отлиты такими известными мастерами как Фёдор и Иван Моторины, Семён Можжухин, П. И. Оловяшников, П. Н. Финляндский, А. А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию оружия времён Ивана Грозного.

Интересные факты

* Собор Василия Блаженного — одна из самых известных российских достопримечательностей. Именно Собор Василия Блаженного является для многих жителей планеты Земля символом России и Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Франции и Парижа, Статуя Свободы для США и Нью-Йорка, Биг Бен для Англии и Лондона).
* С 1991 в храме проводятся нерегулярные богослужения.
* В настоящее время Собор Василия Блаженного является филиалом Государственного Исторического музея.
* Перед храмом установлен бронзовый Памятник Минину и Пожарскому.
* В Санкт-Петербурге находится храм-двойник, напоминающий Собор Василия Блаженного — Храм Воскресения Христова (1907), второе название — «Спас на крови». Вверх

Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Церковь Ризположения


Церковь Ризположения в Московском Кремле построена в 1484 г. псовскими и московскими мастерами
из кирпича и белого камня.

В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь. Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия, когда в жизни Русского государства случились важные события. В 1448 году Москва впервые без согласия константинопольского патриарха избрала главу русской церкви — митрополита Иону. То был серьезный шаг к утверждению полной самостоятельности Московского государства. А в 1451 году король литовский и польский Казимир, владевший юго-западными русскими землями, вынужден был после длительного перерыва признать митрополита московского Иону митрополитом киевским и всея Руси. Это было официальное признание Западом возросшего могущества Москвы.

Не исключено, что именно в честь столь знаменательных событий и была воздвигнута новая церковь. Закладка ее состоялась 2 июля, в день христианского праздника перенесения ризы Богоматери из Палестины в Константинополь. Перенесение, по легенде, происходило в середине V века, но каждый год это событие торжественно отмечалось. В честь праздника новая церковь получила название «Положения ризы Богоматери», то есть «Ризположения».

Церковь воздвигли около нового каменного митрополичьего дворца — первого каменного гражданского строения в Кремле. Она сразу же стала домашним храмом русских митрополитов. Однако сильный московский пожар 1473 года изрядно повредил и каменный дворец и новую церковь. В 1484 году митрополит Геронтий на месте пострадавшей церкви закладывает новую, поручив всю работу опытным псковским мастерам. Любопытно, что строительство новых домовых храмов великого князя и митрополита начинается одновременно.
На высоком, вместительном подклете, возможно, предназначенном для хранения митрополичьей казны, возвели псковские зодчие небольшой стройный и легкий трехапсидный храм с широким гульбищем. В середине XVII столетия северное гульбище перекрыли и сделали переход из царицыных палат в Успенский собор. В XVIII веке церковь обстроили с юга и запада небольшими приделами, а в XIX веке позакомарное покрытие заменили обычной четырехскатной крышей. И только в Советское время древнему памятнику архитектуры возвратили его первоначальный облик. Реставрационные работы начались в 1919 году и длились с перерывами четыре с лишним десятилетия. Вверх

russia.rin.ru

Благовещенский собор


Благовещенский собор — собор, расположенный на соборной площади Московского Кремля.

Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов.
Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом.

Построен в 1489 псковскими мастерами на месте старого собора начала XV века и изначально был трёхкупольным. Собор серьезно пострадал при пожаре 1547 и восстановлен в 1564, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.

В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Великий князь Иван III, принявший титул «государя всея Руси», перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. Пять лет длилось строительство Благовещенского собора. Лишь в августе 1489 года, освобожденный от лесов, открылся он во всей красе взорам москвичей. На высоком подклете вознесся к небу белоснежный трехапсидный, трехкупольный храм, окруженный с юга, запада и севера крытой галереей. Украсив барабаны глав чисто попсковски—выложенными из кирпича бегунцом и поребриком, мастера вывели на апсидах аркатурный пояс, как бы повторяющий подобный пояс на Успенском соборе, связав тем самым два здания в единый ансамбль.

Иван IV, приняв титул царя, вновь перестраивает Благовещенский собор. Характерно, что работа началась в 1563 году, вскоре после освобождения древнерусского города Полоцка от иноземцев. По велению царя в честь победы над врагами на четырех углах крытой галереи собора возвели четыре небольшие одноглавые церкви-придела. На восточной стороне крыши соорудили еще два барабана с куполами, превратив таким образом трехглавый храм в величественный девятиглавый.

Трое врат—на северной, западной и южной стороне—ведут из галереи в храм. Порталы северный и западный, перестроенные в XVI столетии, украшены тонким и сложным итальянским орнаментом, напоминающим декоративный узор порталов Грановитой палаты и Архангельского собора. Этот вызолоченный орнамент на синем фоне красив, но все же кажется холодным и чужим по сравнению с открытым на южной галерее столпом, где реставраторы расчистили нарядную полихромную роспись. Вверх

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах располагалась Московская Синодальная контора. Сегодня в Патриарших палатах находится экспозиция, рассказывающая о характерных чертах русской культуры XVII столетия. Представленные здесь драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого золотного шитья созданы мастерами России, стран Запада и Востока. Большинство из них выполнены в национальных традициях мастерами Московского Кремля, а также Ярославля, Костромы и других городов. Они рассказывают об одном из важнейших периодов истории нашей страны, когда накануне петровских реформ на Руси менялись мировоззрение, культура и весь уклад жизни. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. Это замечательный образец искусства резьбы по дереву, которая отличается особой пластической выразительностью. В церкви размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. Вверх

pif.ilca.ru

Верхоспасский собор и теремные церкви

На территории Московского Кремля восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором.

Наиболее ранняя из них церковь Екатерины – домовый храм цариц и царевен – была построена из кирпича в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой вела на Передний каменный двор. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы.

Домовая церковь царей — Спаса Нерукотворного с более низким приделом Иоанна Белогородского, позже названная Верхоспасским собором с приделом Иоанна Предтечи, — была построена в 1635-1636 гг. одновременно с Теремным дворцом с восточной стороны Переднего каменного двора. Возводили ее те же мастера Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин и Л. Ушаков. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой.

В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых храмов существенно перестраивается. Возвелся маленький храм Воздвижения креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади промежуток между приделом и церковью Евдокии, переименованной в церковь Воскресения Словущего, застраивается. После этого верха всех трех храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца, после которой Верхоспасский храмовый комплекс утратил прежнюю обособленность архитектурного объема. Реставрация, проводившаяся на памятнике в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила ему древний облик, особенно со стороны северного фасада.

Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVIIв. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникален иконостас Распятской церкви — “медный чеканный в деревянных столбцах” и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями. В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью Резиденции Президента Российской Федерации. Вверх

vmoskvy.ru

Казанский собор

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это — первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать — восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века — «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября — к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» — по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона — карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным — жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Вверх

pravoslavie.ru