Светланов Евгений Фёдорович

biograph.ruЕвгений Фёдорович Светланов (6 сентября 1928, Москва — 3 мая 2002) — российский дирижёр, пианист, композитор, публицист (более 150 статей, очерков, эссе). Евгений Светланов многократно стоял у дирижёрских пультов во главе лучших симфонических оркестров мира.

Евгений Светланов родился в семье солистов оперы Большого театра. Отец — Фёдор Петрович Светланов. Мать — Татьяна Петровна Светланова.

По классу фортепиано Евгений Фёдорович начал заниматься в Музыкально-педагогическом училище, а затем в Институте имени Гнесиных. Учителем его была М. А. Гурвич — воспитанница выдающегося русского композитора и пианиста Н. К. Метнера. Позже к этим занятиям присоединились уроки в композиторском классе М. Ф. Гнесина. Дирижёром А. В. Гауком были исполнены студенческой работы Е. Светланова — кантаты «Родные поля».

В 1951 году на государственном экзамене Светланов сыграл Вторую сонату Н. Мясковского и Рапсодию на тему Н. Паганини С. Рахманинова, об исполнении которой профессор Г. Нейгауз сказал, что это была одна из лучших из слышанных им интерпретаций. В том же году Евгений Светланов поступает в Московскую консерваторию, начинает изучать дирижёрское искусство в классе А. Гаука и брать фортепианные уроки у Г. Нейгауза. Одновременно Светланов занимается композицией у Ю. Шапорина.

В 1954 году студент 4-го курса консерватории Е. Светланов стал ассистентом своего профессора А. В. Гаука, который в то время руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. Программу выпускного экзамена Светланов составил сам: Вторая симфония Рахманинова, Виолончельный концерт Мясковского, Вторая сюита «Дафнис и Хлоя» Равеля. Несколько позже, чтобы получить одновременно диплом и оперного дирижёра, он показал свою первую работу в Большом театре Союза ССР — «Псковитянку» Римского-Корсакова, но для этого Светланову пришлось по совету двух Александров Васильевичей — Гаука и Свешникова — по конкурсу поступить стажёром в Большой театр. Здесь же за десять лет он прошёл путь до главного дирижёра.

В 1962 году Евгений Светланов назначен главным дирижёром Большого театра СССР.

В этой роли осенью 1964 года Светланов участвовал в первых гастролях оперной труппы Большого театра Союза ССР в Италии. В знаменитом театре «Ла Скала» Евгений Фёдорович с огромным успехом дирижировал «Борисом Годуновым», «Князем Игорем» и «Садко». Кроме того, он провел две симфонические программы. В одной из них впервые в Италии прозвучали «Три русские песни» Рахманинова. Светланов был не только первым советским, но и первым русским маэстро, который встал за пульт самого знаменитого оперного театра на Западе, стены которого были свидетелями триумфов Артуро Тосканини, Бруно Вальтера, Герберта фон Караяна. Советский дирижёр прекрасно выдержал это испытание.

В ГАБТе под его музыкальным руководством мир увидели постановки опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» и «Псковитянка» Римского — Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского, «Чародейка» Чайковского; балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Паганини» на музыку Рахманинова. В этот же ряд следует внести записанную им фонограмму для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, а также концертное исполнение «Млады» Римского-Корсакова.

Названный список дает нам возможность легко определить для себя сферу глобальных творческих интересов дирижёра. Несмотря на то, что в это же время он был инициатором постановки оперы Р. Щедрина «Не только любовь», оперы «Октябрь» В. Мурадели, балетов А. Баланчивадзе «Страницы жизни» и К. Караева «Тропою грома», совершенно ясно, что главное место в своих репертуарных планах было отдано им русской оперной классике.

В 1965 году Е. Светланов становится художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра СССР (ГАСО СССР), который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира. В 1991 году оркестр переименован в Государственный симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Записывает Светланов и свои сочинения. О корнях сочинений Светланова очень верно сказал Родион Щедрин: «Он (Светланов) развивает одну из плодотворных ветвей отечественного симфонизма, и в этом плане его по праву можно назвать продолжателем традиций Николая Яковлевича Мясковского. Каждое его сочинение полно открытости чувства, непосредственности эмоционального высказывания, отмечено мелодической щедростью…».

С этим оркестром он осуществил уникальный проект — запись Антологии русской симфонической музыки.

«Вся жизнь Светланова — это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Фёдорович, очень большой. Он находится в расцвете своего дарования, и я могу только пожелать ему всяческих успехов. Это будет на радость всем нам» (Г.В. Свиридов).

Умер Светланов в Москве 3 мая 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве.

В год 70-летия Государственного академического симфонического оркестра России коллективу было присвоено имя Евгения Светланова.

Сейчас во Франции издается антология произведений, исполненных под руководством Евгения Светланова.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии