
История дома Романовых - в куклах. В усадьбе Архангельское
открывается выставка, посвященная 400-летию императорской династии. В
основе коллекции - авторские работы всемирно-известного мастера Олины
Вентцель. Метры парчи, батиста и кружев, килограммы жемчуга и годы
кропотливой работы.
Выставка - это больше, чем история семьи и династии. Это - история всего
государства Российского. Рядом с монархами - их сподвижники и
современники. Николай Второй и видный государственный деятель Петр
Столыпин. Вся эпоха - в фарфоровых лицах.
Сходство, кстати, почти портретное: вот курносый Павел Первый с глазами
навыкате - классический образ с известной картины Боровиковского.
Выражения монарших лиц мастера-кукольники ловили в полотнах придворных
художников, гравюрах, фресках и летописях - оттуда солидный Мономах и
румяный Владимир Красно Солнышко. Монгольские правители - образы,
конечно, собирательные, но даже они исторически достоверны: например,
две косы Чингисхана - символ воинской доблести.
"Монголы много воевали, много было рубленых и колотых ран. Они зажимали в
зубах косу, стискивали зубы и не кричали, кричать было позором
страшным", - рассказывает Елена Егорова, искусствовед музея кукол
"Галерея Анастасии Чижовой.
Это еще и все эпохи русской моды: одеты фарфоровые монархи с иголочки.
Правители Древней Руси - в тяжелый шелк, за который с Византией тогда
расплачивались мехами и золотом. На костюмы Ивана Грозного и его жены
Анастасии ушло 1,5 килограмма жемчуга и самоцветов. У императрицы
Елизаветы Петровны и при жизни было 12 тысяч роскошных нарядов, а на
одно парадное кукольное платье понадобилось 9 метров батиста и кружев.
Правдивы даже те детали, что скрыты от глаз посетителей - только
директор музея позволил нам разглядеть ажурные панталоны и расшитые
башмачки Екатерины Великой.
"Все, что положено носить было тогда, со всем мастерством,
аккуратностью, все представлено на наших экспонатах", - Александр
Генкин, генеральный директор музея кукол "Галерея Анастасии Чижовой".
Ткани - часто ровесницы венценосных модников и модниц. Пуговицы на
мундире Наполеона - наполеоновской же эпохи - из антикварного магазина в
Париже. А супруга Александра Первого щеголяет в платье, скроенном по
старинным лекалам из крепдешина, которому без малого 200 лет.
"Это Франция, середина XIX века, здесь ближе к началу, ткани старинные.
Некоторые куплены на блошином рынке, некоторые принесены к нам в музей и
очень аккуратно сделаны, они очень тонкие и хрупкие", - продолжает
Елена Егорова, искусствовед музея кукол "Галерея Анастасии Чижовой".
Историю России в фарфоре уже изучили в Антверпене, Санкт-Петербурге и
Ливадии, теперь выставка в Архангельском, где Романовы гуляли по
тенистым аллеям. Все средства от продажи билетов пойдут на
благотворительность.