История в фарфоровых лицах

02 марта 2021 | Рубрика: Репортажи

История в фарфоровых лицах История дома Романовых — в куклах. В усадьбе Архангельское открывается выставка, посвященная 400-летию императорской династии. В основе коллекции — авторские работы всемирно-известного мастера Олины Вентцель. Метры парчи, батиста и кружев, килограммы жемчуга и годы кропотливой работы.
Выставка — это больше, чем история семьи и династии. Это — история всего государства Российского. Рядом с монархами — их сподвижники и современники. Николай Второй и видный государственный деятель Петр Столыпин. Вся эпоха — в фарфоровых лицах.

Сходство, кстати, почти портретное: вот курносый Павел Первый с глазами навыкате — классический образ с известной картины Боровиковского. Выражения монарших лиц мастера-кукольники ловили в полотнах придворных художников, гравюрах, фресках и летописях — оттуда солидный Мономах и румяный Владимир Красно Солнышко. Монгольские правители — образы, конечно, собирательные, но даже они исторически достоверны: например, две косы Чингисхана — символ воинской доблести.

«Монголы много воевали, много было рубленых и колотых ран. Они зажимали в зубах косу, стискивали зубы и не кричали, кричать было позором страшным», — рассказывает Елена Егорова, искусствовед музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой.
Это еще и все эпохи русской моды: одеты фарфоровые монархи с иголочки.

Правители Древней Руси — в тяжелый шелк, за который с Византией тогда расплачивались мехами и золотом. На костюмы Ивана Грозного и его жены Анастасии ушло 1,5 килограмма жемчуга и самоцветов. У императрицы Елизаветы Петровны и при жизни было 12 тысяч роскошных нарядов, а на одно парадное кукольное платье понадобилось 9 метров батиста и кружев. Правдивы даже те детали, что скрыты от глаз посетителей — только директор музея позволил нам разглядеть ажурные панталоны и расшитые башмачки Екатерины Великой.

«Все, что положено носить было тогда, со всем мастерством, аккуратностью, все представлено на наших экспонатах», — Александр Генкин, генеральный директор музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

Ткани — часто ровесницы венценосных модников и модниц. Пуговицы на мундире Наполеона — наполеоновской же эпохи — из антикварного магазина в Париже. А супруга Александра Первого щеголяет в платье, скроенном по старинным лекалам из крепдешина, которому без малого 200 лет.

«Это Франция, середина XIX века, здесь ближе к началу, ткани старинные. Некоторые куплены на блошином рынке, некоторые принесены к нам в музей и очень аккуратно сделаны, они очень тонкие и хрупкие», — продолжает Елена Егорова, искусствовед музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

Историю России в фарфоре уже изучили в Антверпене, Санкт-Петербурге и Ливадии, теперь выставка в Архангельском, где Романовы гуляли по тенистым аллеям. Все средства от продажи билетов пойдут на благотворительность.

 

Анастасия Саховской

Все новости Москвы