Первое открытое заседание по делу Ильдара Дадина в Басманном суде закончилось потасковкой и задержаниями

10 августа 2016 | Рубрика: Репортажи

Процесс по делу Ильдара Дадина, которого обвиняют в неоднократном нарушении правил проведения публичных мероприятий (212.1 УК РФ), обещает быть громким. И не только потому, что Ильдар стал первым подсудимым по этой статье, или потому, что правозащитникипризнали его политзаключенным: уже после первого открытого заседания по существу в Басманном суде приставы задержали трех человек из-за того, что часть друзей Дадина хлопала в ладоши. Что будет дальше — загадка. Пока что рассмотрение дела по существу перенесено на 15 сентября, а свидетелей защиты, возможно, даже не будут вызывать.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ 

 

33-летний активист, одетый в стильную черную футболку, синие брючки и ботинки-оксфорды, появился в суде ровно в десять в сопровождении немногословного сотрудника полиции в штатском. Молодой правоохранитель по имени Александр Александрович конвоирует Дадина, который находится под домашним арестом с февраля 2015 года, в суды. Ему придется заниматься этим, по всей видимости, еще долго: домашний арест Ильдару на прошлом заседании продлили до 15 января.

Расследование дела вела старший следователь Замоскворецкого отдела Наталья Потоцкая. Результатом ее работы стали два тома, кишащих перлами. В частности, в характеристике Ильдара значилось, что он носил футболку с Тарасом Бульбой, которая почему-то названа «символикой украинской хунты». Со слов источников, среди предметов, изъятых у Дадина во время обыска, почему-то фигурирует пластиковая лейка и плащ-дождевик, а еще — шутливая «визитка Яроша», на которой написан якобы телефон и e-mail главы запрещенной в России организации «Правый сектор».

Ключевым эпизодом уголовного дела является несогласованный с властями перфоманс от 5 декабря 2014 года, когда около десятка активистов вышли на Мясницкую улицу в Москве с плакатами и фаерами — в память о третьей годовщине начала протестов после выборов в Госдуму в 2011-м. По словам Дадина, эта акция, как и другие, в которых он принимал участие, была проведена в полном соответствии с 31 статьей Конституции, которая разрешает гражданам мирные собрания, и международным правом.

Отметим, что, говоря о неоднократности нарушений, обвинение напоминает о задержания Дадина, которые произошли 6 августа, 23 августа и 13 сентября. Шестого августа Ильдара задержали на Манежной площади: он собирался встать с одиночным пикетом в поддержку «узников 6 мая», задержанных на Болотной площади в 2012 году. Но до Манежной Дадин не дошел — его схватили возле Исторического музея и грубо затолкали в автозак. Свидетельством тому служат видеозаписи

 

 

Уже в полицейском автомобиле Ильдара сильно избили, ему пришлось зашивать бровь и добираться до дома в окровавленной футболке.

В остальных двух случаях, со слов Дадина, его задерживали, когда он стоял в одиночных пикетах, которые не надо согласовывать. Впрочем, у следствия другое мнение. В материалах дела, как под копирку (да и есть под копирку!), перечислены нарушения: участвовал в несанкционированном мероприятии «в количестве трех человек», выкрикивал лозунги, держал плакаты.

Именно этот беспросветный «копипаст» зачитал на суде прокурор Рауф Джабраилов. Речь его была исключительно тиха и неспешна. «Говорите громче!» — крикнул женский голос с последнего ряда. «Еще одна такая реплика — и всех выдворю», — пригрозила судья Басманного суда Наталия Дударь, которая почему-то сегодня заменила Валентину Левашову. Именно Левашова 30 января 2015 года переквалифицировала административное дело Дадина по 5 декабря в уголовное.

 

Интересы Ильдара представляют адвокаты Ксения Костромина и Алексей Липцер. По их мнению, статья 212.1 противоречит российской Конституции. Костромина подала ходатайство о возврате дела прокурору, поскольку следователь Потоцкая отказала защите в возможности привлечь свидетелей. Дударь требование отклонила, причем огласила это решение, когда всех слушателей удалили из зала. Зато свидетелей обвинения в избытке: это в основном полицейские, которые задерживали Дадина. Чтобы они могли дать показания в суде, слушание было перенесено на 15 сентября.

***

Басманный суд — самый нелюбимый в среде активистов. Здесь тщательнее, чем на таможне, осматривают на входе сумки, а отношение приставов к слушателям нельзя назвать вежливым. Сегодня публике, которая появилась в суде, чтобы поддержать Дадина, тоже досталось. Для начала в здание суда не пропустили свидетельницу задержания Елену Захарову. По словам приставов, у нее были некие запрещенные предметы, но при журналистах проверить женщину еще раз они отказались.

 

На выходе из зала друзья Ильдара, по принятой у активистов традиции, захлопали в ладоши, требуя «Свободы!» Приставы сначала попытались восстановить тишину, но потом стали вытеснять публику из зала суда. Первой задержали женщину с короткими светлыми волосами, якобы за то, что она «кричала». Пока на нее составляли протокол за невыполнение требований пристава, остальные слушатели отказались покидать здание суда. В результате их выталкивали силой, причем активистке Вере Лаврешиной, по словам очевидцев, повредили руку. По данным «ОВД-Инфо»  , был задержан Александр Макаров, причем его задержали грубо: очевидцы передают, что у активиста, уже отпущенного из здания суда, «руки в крови».

 

Наблюдатель правозащитной Объединенной группы общественного наблюдения (ОГОН) Николай Кретов попытался выяснить у приставов, почему они выдворяют людей из здания, после чего также задержали. «Когда всех выгоняли, я стоял на втором этаже, и не видел, что происходит на выходе. Когда ко мне подошел пристав, я заявил, что хотел уточнить некоторые вопросы, касающиеся доступности судов. Через некоторое время пришел другой пристав, его фамилия Микаэлян: он приобнял меня и отказался отвечать на мои вопросы. По его словам, я нарушил правила поведения в суде, но не смог сказать, что именно я нарушил, какое незаконное действие совершил. Потом пришел заместитель начальника судебных приставов и потребовал вывести меня силой. Двое сотрудников взяли меня под руки и поволокли по лестнице, но уже на первом этаже передумали нести на улицу и составили протокол», — рассказал Кретов Moscow-Live. По его словам, он написал на самом протоколе, что происходило на самом деле.

 

 

 

Отметим, что ОГОН является инициативой наблюдателей, которые мониторят соблюдение прав человека в судах, отделениях полиции и публичных мероприятиях. Правозащитники ОГОН действуют по принципам ОБСЕ, воздерживаются от ношения какой-либо символики. Им запрещено носить плакаты и скандировать лозунги.

Все новости Москвы