Несколько миллионов рублей может заплатить за задержку рейса «Москва-Одесса» заботливая родственница одной из пассажирок. Узнав, что сестра опаздывает на регистрацию, она остановила вылет из Шереметьева. Чем опасны телефонные террористы, и кто должен расплачиваться за их изобретательность?
«Задержите самолет, моя сестра еще не доехала!» — тщетно жительница города Химки взывала к состраданию сотрудников аэропорта Шереметьево и украинской авиакомпании, которая выполняла рейс номер 446 «Москва-Одесса». Она, кстати, до сих пор обижается на них за равнодушие. «Я сначала в Шереметьево звонила, потом представителю авиакомпании. Объяснила ситуацию. Мы с ней поговорили. Пять-десять минут, говорю, человек уже выехал», — рассказывает расстроенная женщина.
Но добиться внимания все-таки удалось. Следующий звонок — уже в другой тональности — угрожающей. Подождать придется — в самолет заложено взрывное устройство. «Сотрудники дежурной части прилагали все усилия, чтобы не допустить взрыва на борту самолета, который уже выруливал на взлетную полосу», — воссоздает ситуацию Галина Барбина, заместитель начальника УВД аэропорта Шереметьево.
Лайнер развернули, рейс задержали на час. Всех пассажиров и членов экипажа еще раз тщательно досмотрели, проверили багаж. Когда стало понятно, что бомбы нет, самолет улетел. Но на этом история закончилась только для пассажиров. К заботливой и изобретательной сестре уже ехала милиция. Задержали ее на рабочем месте, в турагентстве. «Было установлено место, адрес, где телефон расположен. Выехали оперативные работники. На месте установили данные женщины, которая произвела звонок с этого номера», — пояснил Сергей Ломака, заместитель начальника криминальной милиции УВД аэропорта Шереметьево.
Подобных случаев в Шереметьево с начала года было 8. Всех «анонимов» удалось найти. Каждый случай — уголовное дело. До трех лет тюрьмы. А еще аэропорт и авиакомпания имеют полное право через суд потребовать от телефонного террориста возмещения ущерба. В данном случае, речь может идти о нескольких миллионах рублей. Наказание за такие шутки всегда неотвратимо. На железной дороге в этом году — 15 случаев. 9 шутников — под следствием. Четверо — уже в тюрьме. Причем их разыскивают молниеносно. Максимум — сутки.
Вот еще свежий пример. «Злоумышленник, который опаздывал на ростовский поезд, отправлявшийся с Казанского вокзала, и сел буквально с получасовой задержкой, был установлен и задержан в Ростове-на-Дону», — рассказывает Александр Мостовой, начальник отдела оперативно-розыскной части криминальной милиции Московского управления УВД на железнодорожном транспорте.
Часто телефонные террористы — не совсем адекватные люди. Для них характерны эмоциональность и неспособность просчитывать свои действия хотя бы на шаг вперед. «Это люди, с которыми окружающим сложно жить. Довольно много рецидивистов и у нас, и на Западе. Отмечаются люди, которые многократно звонят. Иногда они «меняют» бомбу на пожар, или еще на какое-нибудь событие. Но, в общем, с ними, конечно, надо работать. Во всем мире отмечается, что это люди, которых трудно адаптировать», — объясняет Сергей Ениколопов, руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН.
Героиня последней авиационной истории пока дома. Уголовное дело возбуждено. Ее отпустили под подписку о невыезде. А на прощание заметили, что опоздавшая пассажирка могла улететь и следующим рейсом. Замена билетов обошлась бы недорого.