В Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка экспонатов из личной коллекции Валентина Соляникова. Театр — искусство сиюминутное, но остаются декорации, эскизы, костюмы, афиши. Их и собирает коллекционер.
Валентин Соляников не любит театр. В этом признается честно. Но любит воспоминания о театре. О русском театре. Эта любовь пришла к нему внезапно, 7 лет назад. Вместе с капризной дамой — на эскизе художника Эрдмана.
Валентин Соляников, коллекционер:
— Вы знаете, в одной из московских галерей я просто познакомился с владельцем. Он показал мне какие-то вещи, которые там были. И, в частности, вот эту вот вещь. И она мне показалась настолько интересной, а цена приемлемой, что я решил просто купить и повесить у себя дома на стене.
«Эта вещь» — эскиз костюма для актрисы танца Веры Друцкой, созданный ее мужем — Борисом Эрдманом, братом Николая Эрдмана, драматурга. Вера Друцкая нравилась московским интеллектуалам, но пролетарии ее творчества не поняли и не приняли. Друцкая «сломалась». Рано ушла из жизни. Виталий Соляников выставил около 200-т экспонатов. Всего в коллекции — 2000 сокровищ. За каждой единицей — история…
Достаточно взглянуть на эскизы к спектаклю «Женитьба», который был поставлен в 1922 году Петрограде, чтобы понять, что Ильф и Петров были не так далеки от истины, когда описывали этот страшно смешной эпизод в своем романе «12 стульев». Здесь есть персонажи по имени Рыжий Фриц, Дуняша, сознательный пролетарий, и клоун с зонтиком. Все это — Гоголь.
История русского театра — в эскизах, костюмах, афишах. Драгоценные воспоминания — по немалой цене. Хотя, у коллекционера Соляникова принцип — не покупать дорого. Сценические костюмы, в которых танцевали артисты труппы Дягилева, два из них — работы Бакста — приобретены, практически, за бесценок. Это тоже — особое умение и азарт настоящего коллекционера.
Валентин Соляников, коллекционер:
— Вещи нуждались в реставрации, которая на Западе стоит в общем-то дорого, поэтому люди не могут себе позволить. Вот этот костюм танцовщика Козлова был куплен на аукционе «Макдугл» за 750 фунтов стерлингов. Он тоже нуждался в реставрации. Всю реставрацию делали здесь, в России.
Эскизы к постановкам МХТ и Большого театра начала XX века, посмертная маска знаменитой балерины Павловой, а также афиша благотворительного спектакля в пользу «недостаточных учениц» Калужской женской гимназии, одобренная полицмейстером Трояновским — время сжатое и размещенное в одной десятой части одной театральной коллекции