Снег сошел, полностью обнажив дороги, и картина, представшая взору автомобилистов и пешеходов, вызывает уныние. Что ни трасса, то колея как на проселке. Лужи покрывают такие ямы, что ни пешком, ни на автомобиле лучше не пытаться их форсировать. Миллиарды рублей «закатали» в асфальт в прошлом году, сколько нужно в этом — пока не сосчитали. Пока начался косметический ремонт — на дорогах появились свежие заплатки.
Весенняя оттепель позволила увидеть под колесами практически сухой асфальт. Хотя бы через день и кое-где. Но на улице Федора Полетаева — вот уж неделю как потоп и скрытая угроза.
«Сейчас вода еще спала, а была до бордюра. Тут и люди прыгали, и на машине нереально ехать — подвеска могла отвалиться. Есть пара ям, но я знаю, где примерно ехать, а если посторонний человек — может нормально напароться на эти ямы», — говорит Алексей Ткачев.
Ямы и ухабы перекроили расписание сервисов. Практически вечный «день жестянщика» сменился на «неделю механика-ходовика». Работы много. Приезжают и на простеньких отечественных машинах, и на иномарках. У каждого водителя — своя карта нехороших мест: кто-то не заметил выбоину на Ленинградке, кто-то попал на непредвиденные расходы в Строгино.
«Три машины у нас за сегодня, бывает и больше. У всех почти одно и тоже: рулевая рейка, подшипники и по подвеске. Большинство валят на дороги. Две-три тысячи рублей только подшипники выходят», — сказал Фёдор Ахмедов, автослесарь.
Можно, конечно, попробовать возместить затраты на ремонт — главное в суде доказать, что яма была больше чем это допускает ГОСТ. Как не парадоксально, но стандарт есть и на дорожные выбоины. Размер не больше чем 15 на 80 сантиметров и не глубже пяти сантиметров.
Если вы на подобной яме разбили машину и не знаете, попадает ли это под так называемый страховой случай, можно взять стандартную пачку сигарет – ее ширина как раз составляет пять сантиметров – и опустить в яму. Если она полностью погружается, можно вызывать сотрудников ГАИ. Только они имеют право фиксировать подобные повреждения.
«Ямочная болезнь» в столице, считают в Департаменте ЖКХ, от плохой погоды. Именно из-за нее приходится латать ежедневно по пятьсот ям и больше. Работают по ночам — так проще, но дороже.
«Наша столица — самая северная из столиц европейского континента и основная проблема — температурные переходы через ноль. В течение этой зимы было тридцать таких переходов и, соответственно, в этот момент вода превращается в лед и рвет асфальт. Получаются ямки, выбоины», — объясняет Сергей Титов, заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
То ли столицы Скандинавских стран, которые гораздо севернее Москвы, в расчет не берутся, то ли там с дорогами, по мнению коммунальщиков, все еще хуже. Тем не менее, сейчас в Москве завершают разработку нового экспериментального эластичного асфальта. Предполагается, что он сможет устоять и под шипованными шинами, и под колесами многотонных грузовиков.
Одна из самых главных проблем столичных дорог — колейность. Фактически асфальт деформирован таким образом, что напоминает стиральную доску, и у тебя есть все шансы на большой скорости оказаться либо на встречной полосе, либо под колесами машин, идущих с тобой в одном направлении.
Вообще считается, что столичные дороги — одни из лучших в стране, потому что денег на них выделяется больше. Только в прошлом году в асфальт «закатали» 15 миллиардов рублей. А если машину ведет в сторону, значит, либо плохой водитель, либо плохая машина. Шины скользят — значит, плохие шины! Ну а если вы заехали, например, в тоннель под Волгоградкой — то тут уж либо пан, либо пропал. В местной управе до сих пор не могут выяснить, кому принадлежит этот участок дороги.
«Здесь раньше проходила железная дорога, какой-то кусок потом убрали, и она получилась проездной. А так ни знаков, ничего нет. Я считаю, что можно ездить, а качество, сами понимаете, какое. И пешеходам нужно аккуратно, им хуже ходить, чем нам ездить», — считает Али Ненмасов, автовладелец.
Коммунальщики предлагают и водителям, и пешеходам потерпеть. Сейчас тот самый момент, когда возможен только так называемый ямочный ремонт. Позднее, когда погода позволит работать с нормальным асфальтом, а не экспериментальным, дороги начнут ремонтировать капитально. До следующего похолодания.
Если водитель, у которого на этом участке дороге вырвало рулевую тягу или разбило диск, может обратиться в суд, то пешеходу, в связи с безвозвратно испорченной одеждой и настроением, жаловаться просто некуда.
Олег Мурашёв