Вместо памятника истории — торговые ряды. В Москве может исчезнуть знаменитый домик Папанина. Радиоцентр, где группа легендарного полярника готовилась к первой экспедиции, находится на территории крупной ярмарки, и торговцы давно мечтают занять это прибыльное место.
Эти два домика у станции метро «Теплый Стан» вызывают удивленные взгляды прохожих. Осевшие в землю, с потрескавшимися стенами, они кажутся странными и жалкими чужаками на торгово-развлекательном празднике жизни обступающих «маркетов», «моллов» и «плаз». Люди пожимают плечами и проходят мимо, потому что не знают, какая великая страница отечественной истории с ними связана.
В 1937 году страна встречала героев-полярников. Отважная четверка — Иван Папанин, Евгений Федоров, Эрнест Кренкель и Петр Ширшов — провела 274 дня на дрейфующей станции «Северный полюс-1». Это был такой же прорыв, каким четверть столетия спустя станет первый полет человека в космос.
— «Ни одна полярная экспедиция в мире не была так хорошо и заботливо оснащена всем необходимым.»
Сын Героя Советского Союза Эрнеста Кренкеля хранит старую фотографию — отец в полном ледовом облачении, на обороте — надпись: «Москва. Теплый Стан».
Теодор Кренкель:
— В районе Теплого Стана в первые месяцы 1937 года проводили генеральную репетицию работы станции «Северный полюс-1». То есть была развернута радиостанция, поставлен движок, палатка.
После завершения знаменитой арктической одиссеи полигон в Теплом Стане, тогдашнем пригороде Москвы, стал радиоцентром главного управления Северного морского пути. Торопливая морзянка отбивала летопись походов и зимовок, трагедий и побед. В Великую Отечественную здесь держали связь с героическими полярными конвоями, и радисты напряженно вслушивались в эфир, чтобы не пропустить сигнал о помощи. В 90-е «SOS» посылала уже сама радиостанция, но его никто не услышал.
Петр Боярский, заместитель директора Института наследия:
— Все выносилось, продавалось, неизвестно куда исчезла аппаратура, металл, железо — все разносилось.
Петр Владимирович посвятил жизнь Арктике. Он знает, что за этот последний неподеленный участок планеты идет нешуточная борьба. Некоторые страны даже готовятся к «самой холодной войне», а пока вовсю полыхают войны информационные. В последние годы Россия стала чаще проводить высокоширотные экспедиции, высаживать десанты на полюс. Но если в Теплом Стане организовать музей, это будет означать, что еще больше россиян, в первую очередь — молодежи, смогут «заболеть Севером».
Петр Боярский, заместитель директора Института наследия:
— Есть место, где развернуться, где водить экскурсии, где показывать, как готовилась эта экспедиция. Причем это будет связано не только с именами знаменитой «четверки», но и с нашими выдающимися летчиками, челюскинцами.
Охранник, который не сводит с нас бдительного взора, стережет не историческую достопримечательность — стережет торговые ряды. Говорят, что «старичков» вот-вот уберут, а на их месте вроде бы построят ресторан или магазин. Понятия памяти и национальной гордости плохо вписываются в отношения «товар-деньги-товар». Но нам все-таки жаль уходить — ведь в Москве отсюда до Арктики — ближе всего…