Очередная попытка свернуть Черкизовский рынок. Юрий Лужков обещает закрыть торговую площадку до конца этого года. Судебные приставы уже начали освобождать земельные участки. Тонны контрафакта, неуплата налогов, трагические происшествия — слишком много неприятностей приносит городу эта ярмарка. Единственный аргумент в пользу её существования — это низкие цены. Когда закрывали рынки на стадионе «Лужники», аренах «ЦСКА» и «Динамо», тоже звучали опасения, что москвичи останутся без дешёвых товаров. Однако ничего подобного не произошло. Возможно ли организовать на месте Черкизовского рынка цивилизованную торговлю?
Черкизовский рынок, словно средневековая крепость, годами успешно держит осаду. Здесь уже было всё — взрывы, пожары, межэтнические конфликты, митинги протеста местных жителей.
«Здесь жить просто невозможно! Мы уже устали» «Здесь смог стоит — автобусы туда идут каждый день сотнями» «Когда мы выходим из подъезда, мы не можем понять, где мы живём — то ли в Индии, то ли во Вьетнаме», — возмущаются местные жители.
Казалось бы, каждого из происшествий хватило бы для ликвидации гигантской барахолки. Всё нипочём. Очередное заявление Юрия Лужкова: главный вещевой рынок России может быть закрыт уже в этом году.
«Я считаю, что его нужно сохранить как место торговли — сделать современный торговый центр. А этот опасный центр контрабанды и преступности, конечно, необходимо удалить из города», — убеждён депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.
«Рынок будет закрыт, и московские власти приложат к этому максимум усилий», — обещает заместитель председателя Мосгордумы Андрей Метельский.
И так уже семь лет. Первое распоряжение о закрытии Черкизовского рынка как не отвечающего никаким нормам подписано мэром столицы аж в 2002 году. На месте «Черкизона» должно было начаться строительство аквапарков и спорткомплексов — всё для людей. Но тут выяснилось, что земля под рынком принадлежит университету физкультуры, то есть она не муниципальная, а федеральная.
«Мы выходим в суд, нам говорят: земля не ваша, чего вы судитесь? Заключение университетом договоров на землю является незаконным», — рассказывал три года назад префект Восточного административного округа Москвы Николай Евтихиев.
2006-й год. К тому времени на Черкизовском теневой оборот контрабанды и контрафакта, как сейчас доказано, достиг миллиардов. За громким шелестом купюр новых заявлений московских властей никто не услышал, хотя они были не менее категоричны, чем нынешние.
«Все, кто не закончит проектирование и не приступит к строительству с 1 января 2007 года становятся незаконными, они должны быть снесены, а территории — очищены», — в августе 2006-го префект Евтихеев говорит об очередном проекте реконструкции Черкизовки, предусматривавшем строительство на месте грязных контейнеров жилых домов, парков, скверов и современных торговых центров.
А на деле после 1 января 2007-го «Черкизон» не только не исчез, но, наоборот, разросся почти до 200 гектаров. Здесь появилось всё необходимое — от салонов эротического массажа до подпольных швейных цехов. Подземелье — чрево Черкизовского рынка. За тайной дверкой — продуктовые развалы только для своих.
Лишь в начале июня этого года следственный комитет при прокуратуре России возбудил уголовное дело против бывшего ректора университета физкультуры Олега Матыцина. Его подозревают — вот неожиданность — в незаконной сдаче земель под рынок. Нашлись и 6 тысяч контейнеров с контрабандой на 2 млрд долларов, подлежащей уничтожению.
«По мере поступления судебных решений будет организовано уничтожение данной контрабандной продукции. Хочу отметить, что уничтожение этих товаров происходит за счёт бюджетных средств», — подчёркивает официальный представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин.
Однако трубы мусоросжигательного завода, где должны сжигать контрабанду, не дымят — 200-т миллионов рублей, необходимых для утилизации, попросту нет. Сам рынок как торговал, так и торгует. 6 тысяч контейнеров — капля в Черкизовском море.
«Кто нас закрывает? Нет, ничего не знаю», — заявляет охранник.
Несколько дней назад на Черкизовский рынок пришла с проверкой сотрудница прокуратуры. Проверить ничего не успела: её, находящуюся при исполнении, в синей прокурорской форме, ударил доской по голове некий нелегальный мигрант из Азербайджана. Прокурора с травмой срочно госпитализировали в институт имени Склифосовского. На этом пока всё.
Александр Карпов