Судьба музея Скрябина привлекла внимание поклонников творчества знаменитого композитора. Вместо фондохранилища сотрудникам музея предложили организовать в своих помещениях пивной бар и платные парковки. В отношении недовольных в столичном департаменте культуры приняли кадровые решения. Теперь люди, сохранившие в старинных гостиных атмосферу Серебряного века, ждут новых рекомендаций начальства.
В неприметном особняке между Старым и Новым Арбатом Скрябин с семьёй провёл последние годы жизни, ставшие одним из самых ярких периодов его творчества. Создать музей распорядился лично Луначарский, и квартира чудом избежала хаоса послереволюционных уплотнений. Рояль Скрябина не умолк.
В середине 90-х музею передали прилегающее здание, которое с тех пор медленно разрушается, хотя сотрудники уже планировали разметить там хранилище фондов и, конечно, концертный зал. Но вот тут-то и начались настойчивые предложения со стороны городского департамента культуры – устроить в новом здании что-то более приземлённое.
«Это были предложения сдать в аренду, устроить пивной бар, платную парковку, получать за это, по его выражению, «большие бабки», на которые можно очень много самим сделать для музея», — рассказывает бывший директор Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина Тамара Рыбакова.
В распоряжении департамента культуры так и предлагается – ряд работ выполнить за счёт средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Эта позиция натолкнулась на полное непонимание сотрудников. Устраивать в рамках музея развлекательный общепит они категорически отказались. После чего директора уволили.
«Эти кадровые мероприятия, проводимые нами, людям, которые к ним имеют отношение, надо воспринимать адекватно и оценивать свою роль в истории соответствующим образом», — заявляет руководитель департамента культуры Москвы Сергей Худяков.
Дух и энергетика самого Скрябина, уют и атмосфера дореволюционного дома, уже давно притягивают сюда не только любителей музыки, но и тех, кто хочет почувствовать аромат московской старины. Именно за этим часто заглядывают студенты-щукинцы, чьё училище неподалёку.
«Иногда там никого нет, и ты погружаешься просто в мир квартиры, в мир этого человека, и это даёт гораздо больше, чем прочитанные книги. Мы туда забегали, и иногда не только погреться, а почувствовать аромат. Когда готовишь какой-то отрывок, музей и какие-то вещи дают подпитку актёрской фантазии», — убеждена народная артистка России Алла Демидова.
Гостиная, в которой бывали Бальмонт, Бердяев, Мейерхольд. Здесь Скрябин впервые ввёл в партитуру ещё и визуальный ряд – изобрёл то, что сегодня называется светомузыкой. Как утверждают в департаменте культуры, кроме персоналий здесь ничего не изменится, но сотрудники опасаются новых рекомендаций начальства, касающихся предназначения и использования музейных стен.