Москвичи, решившие воспользоваться программой утилизации подержанных авто, столкнулись с целым рядом проблем. На самые популярные марки отечественных машин образовались очереди. А полученные 50 тысяч рублей съедает рост цен.
«Эх! Ещё бы поездил на своей «старушке»!» — сожалеет автолюбитель. Их «любовь» длилась 13 лет. И вот настало время расставаться. Юрий Мамаев нашел «молодую» и «прогрессивную». Но это не измена, а государственная программа утилизации автомобилей. В память о своей «старушке» Юрий получил компенсацию на покупку новой машины — 50 тысяч рублей.
«Для семейного бюджета это, конечно, хорошо, потому что у меня старая машина, уже 13 лет отбегала. За такие деньги я бы её не продал», — рассказывает Юрий Мамаев, автовладелец.
Уже почти два месяца граждане сдают свои старые авто в утиль. В рамках эксперимента, на который правительство выделило в общей сложности около 11 миллиардов рублей, до 1 ноября этого года предполагается реализовать 200 тысяч новых автомобилей. Но уже к маю денежный лимит программы израсходован более чем на 50%. При этом в автосалонах говорят, сертификаты гражданам мы выдаем быстро, а правительственные компенсации получаем с серьёзными задержками. Из-за этого возникают очереди.
«Это первая часть программы, мы выписали свидетельства, а идёт некий такой инертный проход всей остальной цепочки. Это поставка автомобиля, оформление нового автомобиля. То есть мы не можем быстро реализовать автомобиль, который нам поставляет производитель в очень короткие сроки», — поясняет Владимир Торопов, директор автосалона.
По данным Минпромторга, на текущий момент выдано 109 тысяч из 200 тысяч заявленных сертификатов. Самая популярная марка — вазовская «классика». Выбирают то, что не дорого. Но есть и другая статистика. На конец апреля из 65 тысяч обладателей сертификатов на «Лады» только 24 тысячи получили авто. А цена успела подрасти.
«Довольно большую часть этой премии, 50-ти тысячной, уже съели сами автопроизводители, которые, начиная с февраля, постепенно повышают цены на наиболее популярные марки автомобилей. И экономия потребителей не столь существенна, как изначально задумывалось по программе утилизации автомобилей», — подчеркнул Дмитрий Янин, председатель правления международной конфедерации Общества потребителей.
Здесь битая, значит, нормальная — готова к утилизации. Чтобы отправить машину под пресс, её нужно подготовить. Снять аккумулятор и колеса, слить топливо. Процесс доведён до автоматизма.
«До восьми минут на машину. Смотря сколько бензина есть в машине, сколько она на стенде постоит», — уточняет сотрудник станции по утилизации
На уничтожение старой — несколько минут, на получение новой — несколько месяцев. При этом уничтожение-то в буквальном смысле!
На переработку идут только аккумуляторы, резина. Всё остальное превращается в огромные кучи мусора. По словам специалистов, ни какого анализа сырья, полученного в результате переработки, не ведётся.
«Автопром не подготовился, может быть, анализ был не совсем оптимистичный, нежели вот сама жизнь показала, как реализуется этот эксперимент», — говорит Юрий Воронцов, заместитель генерального директора промышленной компании «Втормет».
На сегодня о выделении из бюджета дополнительных средств на утилизацию речь пока не идёт. При этом Минпромторг расширил список автомобилей, которые можно приобрести в ходе утилизационной программы — с 66-ти до 79-ти моделей. В него включили авто со стоимостью под миллион. Но очереди в автосалонах не за «Фольксвагенами Пассатами», а за «Жигулями». Уже сейчас понятно всем желающим, если программу не продлят, сертификатов не хватит. Ответственней всего к эксперименту отнеслись непосредственно автовладельцы. Машины в утиль сдают, помыв и заправив. Ведь для многих эта «любовь» была первой.