Комитет Госдумы по промышленности и строительству рекомендовал принять во втором чтении законопроект о платных автодорогах. При этом уже до конца осенней сессии в Думу может быть внесен проект о создании очередной госкорпорации – «Автодора». Именно ей поручат ремонт дорог и перевод их в режим платной эксплуатации.
Госкорпорация, концепцию которой разрабатывает Минтранс, носит условное название «Автодор». Предполагается, что новая структура займется ремонтом дорог федерального значения на условиях концессионных соглашений, а также переводом их на платную основу.
Несмотря на то, что закон о платных дорогах пока еще не принят в окончательном чтении, а о создании госкорпорации только думают, первые проекты платных дорог уже определены.
Это большая часть федеральной автотрассы М-4 «Дон», скоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург, а также Центральная кольцевая автодорога Московской области.
Проект о платных дорогах ко второму чтению не претерпел принципиальных изменений, пояснил на заседании комитета Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
В документе сохранилась норма, по которой трасса может стать платной только в случае наличия бесплатного дублера, а въезд на такую дорогу должен быть оборудован предупреждающими плакатами.
«Решение сделать дорогу платной может быть принято в отношении новой магистрали, а если на момент принятия закона трасса уже существует, то она может стать платной только после реконструкции», – пояснил Шаккум.
Водитель, по идее, сможет выбирать любой из двух маршрутов, однако на практике альтернативы может и не оказаться. Эксперты опасаются, что спрос на платные трассы в России будет крайне низким.
Езда без пробок, к примеру, по запланированной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, по предварительной оценке, обойдется примерно в 600 рублей. Если прибавить к этой сумме затраты на бензин, то не факт, что не выгоднее будет купить билет на поезд.
Автолюбителя будут вынуждать свернуть на платную дорогу, не исключает депутат Госдумы Виктор Похмелкин. «Если специально создавать на бесплатной дороге колоссальные пробки, или если она совсем будет разбита, или если поставить вдоль дороги много сотрудников Госавтоинспекции», – такие неприятности прогнозирует парламентарий.
Строить коммерческие автобаны в правительстве собираются на внебюджетные средства, привлекая предпринимателей и заключая с ними концессионные соглашения.
Предполагается, что платные трассы не будут отдавать в частную собственность, они останутся в ведении государственных и муниципальных органов.
Инвесторам обещают отдать придорожные территории, где разместятся кафе и заправки.
Концессионер, эксплуатирующий дорогу, будет определять стоимость проезда. Правда, расценки не должны превышать предельные тарифы, которые установит специальная государственная организация. Делать она это будет на основе единой методики, одобренной правительством.
На бесплатный проезд по коммерческой трассе смогут рассчитывать лишь машины скорой помощи, пожарные, милиция, МЧС и ВАИ, а также транспорт, осуществляющий перевозку почтовых отправлений и денежных средств.
В законопроекте появилась поправка, по которой концессионер вправе по своему усмотрению предоставлять льготы на проезд дороге. Ее внесли в рамках подготовки документа ко второму чтению.