Раньше самым прибыльным и востребованным было производство сметаны и молока в пакетах, но рынок меняется и потребители все больше внимания обращают в сторону различных творожных десертов, сырков, йогуртов, заквасок и кисломолочных продуктов, обогащенных полезными бактериями. Западные компании еще десятилетие назад поняли перспективность этого направления производства и начали активно завоевывать рынок йогуртов в России. Российские компании не успевают ни за темпами их производства, ни за обновлением ассортимента продукции.
Кто лидеры?
Если до 2001 года лидером в йогуртовом секторе была российская компания Wimm-Bill-Dann, то после 2001 она значительно потеряла свои позиции. Все дело в том, что Wimm-Bill-Dann начал развивать другие направления, и на йогурты у них просто не хватило ресурсов. А ведь сейчас около 40% молочной продукции, которая пользуется максимальным спросом, приходится именно на йогурты. И этот сегмент рынка оценивается аналитиками как быстрорастущий, то есть в ближайшее время ожидается значительное увеличение спроса на йогуртовую продукцию.
Инвестиции решают все
Ehrmann, Danone, Паскуаль – западные монстры по производству молочной продукции, которые создают конкуренцию отечественному производителю. Они сделали огромные инвестиции, вырвали себе большой кусок рынка и не собираются его никому уступать, а намерены лишь идти к расширению бизнеса и укреплению своих позиций на рынке. Общая сумма их инвестиций в развитие бизнеса в России – более 50 млн. долларов в год.
Основной рынок сбыта
Основные потребители йогуртов – жители крупных городов. Москва и Московская область покупают более половины продукции западных компаний. Основным спросом пользуются питьевые йогурты, а также йогурты с кусочками натуральных фруктов. В глубинке йогурты редко появляются в продуктовой корзине потребителя и не относятся к продуктам повседневного потребления.
Итоги и перспективы
Если отечественный производитель хочет завоевать доверие на рынке, то ему придется сделать изрядные вложения и постоянно бороться с немалой конкуренцией. Ведь в распоряжениях западных компаний есть два важнейших фактора – огромные ресурсы и неоценимый опыт ведения бизнеса. Тот же Ehrmann, по словам генерального директора Джеймса Двайера (Джеймс Двайер уже запускал производство молочного напитка Actimel в России в 2005 году), планирует увеличить объемы производства в два раза в 2013 год. Кто из российских производителей способен тягаться с такими темпами развития?