Российские антимонопольщики всерьез взялись за компанию «Росгосстрах», являющуюся одним из локомотивов российского рынка страхования. Региональные УФАС требуют лишить организацию лицензии на страхование по ОСАГО, поскольку у автовладельцев накопилось слишком много претензий из-за навязывания дополнительных услуг при продаже полисов «автогражданки».
Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня российские СМИ цитируют слова заместителя руководителя УФАС РФ по Ростовской области Натальи Кожемяко, которая заявила о готовности направить ходатайство в Центробанк о лишении РГС лицензии на страхование по ОСАГО из-за навязывания дополнительных услуг при продаже полисов. С ее слов, по всей России более 30 территориальных органов УФАС возбуждали дела или выдавали предупреждение компании. Однако «Росгосстрах» продолжает действовать на свое усмотрение и требует с автовладельцев при оформлении ОСАГО оплаты сторонних услуг, среди которых – страхование от несчастных случаев, страхование имущества, услуга «Фортуна Авто» или «Помощь на дороге».
По словам Кожемяко, на протяжении 2013 года только в Ростовское УФАС поступило около 100 жалоб от граждан. «В начале года мы выдавали предупреждения компании, чтобы прекратились такие совместные продажи, и потребовали устранить последствия нарушений путем возврата денежных средств, уплаченных заявителями по делу. Также мы предписали компании возвращать денежные средства в отношении тех лиц, которые к ним будут обращаться после нашего предписания», – рассказала представитель антимонопольной службы. Но компания оспорила это в суде, правда, суд первой инстанции оставил предписание УФАС в силе.
Стоит отметить, что проблема навязывания невостребованных дополнительных услуг РГС распространена и в Свердловской области. Причем продолжается это на протяжении уже нескольких лет. Как ранее сообщал «Новый Регион», сначала РГС к ОСАГО требовал купить полис добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО), расширяющий лимит ответственности по договору ОСАГО и увеличивающий возможные суммы выплат в случае ДТП.
В последнее время РГС в ультимативном порядке обязывает клиентов при оформлении полисов ОСАГО страховать за дополнительную плату свою жизнь. Без этой услуги менеджеры компании не продают полис, суммарная стоимость которого в этой связи заметно увеличивается.
В Свердловском УФАС подтверждают: жалобы от уральских водителей на «Росгосстрах» – не редкость. И вообще, эта компания давно находится в поле зрения антимонопольщиков, о чем говорят новости на сайте ведомства. Вот одна из них: «В последнее время в адрес Свердловского УФАС России поступает большое количество жалоб граждан на действия ООО «Росгосстрах» в части отказа от заключения договора ОСАГО при отсутствии договора личного страхования (жизни и здоровья) <…> В связи с этим управлением выдано РГС предупреждение о прекращении вышеуказанных действий».
Екатеринбургские правозащитники вторят антимонопольщикам: такое поведение страховой компании является прямым нарушением законодательства о нарушении прав потребителей, потому что в п. 2 ст. 16 закона говорится: запрещается обуславливать оказание одних услуг оказанием других. Если на РГС не действуют предписания УФАС, можно действовать иным способом, говорят специалисты.
По их словам, убытки, причиненные подобного рода действиями, подлежат возмещению в полном объеме (если страховая компания навязывает вторую услугу, то это и несет убытки). В этом случае клиент может заключить договор на дополнительную услугу, а потом может потребовать возмещения убытка в полном объеме, и суд будет на его стороне. Также можно потребовать возместить стоимость услуг юриста, привлеченного клиентом для обращения в суд.