Последний памятник сталинского ампира
«Фрунзенская» открылась 1 мая 1957 года одновременно со «Спортивной». Они начали пятый десяток (41-я и 42-я) станций столичной подземки и завершили эпоху так называемого сталинского ампира — монументального классицизма, который господствовал в советской архитектуре с середины 1940-х годов.
В ноябре 1955 года вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С идеологической точки зрения оно продолжало критику культа личности, которая началась после смерти Сталина, с практической — позволяло строить гораздо быстрее и дешевле. Метро это касалось чуть ли не в первую очередь: Москва возрождалась после войны, активно разрасталась и нужно было как можно скорее связать центр и окраины.
«Фрунзенской» повезло: проектировали её еще до выпуска постановления, и облик станции сохранил строгую и величавую красоту запрещённого стиля. Пол платформы выложили плитами из красного и чёрного мрамора. Этим же материалом, только в сочетании красного и белого, облицевали пилоны — массивные колонны, на которых держатся своды. Главным элементом декора стали ажурные металлические щиты с пятиконечными звёздами. Стены вдоль путей отделали чёрной и кремовой керамической плиткой. Освещение доверили массивным круглым люстрам с вытянутыми вверх плафонами, которые напоминают церковные паникадила, — как только цензура проглядела?
Наконец, в тупиковом торце центрального зала установили бюст Михаила Фрунзе, созданный Евгением Вучетичем. Этот скульптор известен благодаря военным мемориалам — монументу «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде, статуе «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке и аллегории «Перекуём мечи на орала», установленной возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (кстати, тоже в 1957 году). Он же автор восстановленного в этом году горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ.
Особенности конструкции
«Фрунзенская» — станция глубокого заложения: под землю она уходит на глубину 42 метра. Пилоны разделяют объём помещения на три зала — парадный центральный и технические путевые. Отличаются они, как ясно из описания, убранством: в центре — богаче, по бокам — проще. Платформа, как будто омываемая путями, называется островной. Станций такого типа в московском метро немало — например, «Белорусская», «Октябрьская», «Охотный Ряд», «Театральная».
Всё это очевидно, потому что на виду. Но мало кто из пассажиров догадывается, что помимо привычной им ветки до станции «Парк культуры» (радиальная) от «Фрунзенской» идёт другой путь, прямиком к Кольцевой линии. Увы, прокатиться по нему нельзя — он предназначен сугубо для служебных целей.
Наконец, конструктивная особенность станции — наличие всего одного наземного вестибюля. Он выходит в переулок Хользунова почти у самого пересечения с Комсомольским проспектом. В 1984 году вестибюль пережил первую реконструкцию: его частично разобрали и встроили в здание Московского дворца молодёжи.
Простое сложное название
При проектировании станцию назвали «Хамовнической». В XVII веке именно здесь — между Земляным городом и Девичьим полем располагалась Хамовная слобода, где жили ткачи; хамовным в древности называли белое полотно. Топоним дал имя не только району, но и ряду улиц: здесь были Хамовнический Вал, 1-я, 2-я и 3-я Хамовнические улицы и Хамовническая же набережная.
В 1925 году при загадочных обстоятельствах умер советский военный и партийный деятель, герой Гражданской войны Михаил Фрунзе. В последующие годы его имя получали не только улицы, но и целые районы и поселения в разных городах и республиках страны; даже его родной город Бишкек в Киргизии переименовали во Фрунзе.
Стоит ли удивляться, что Фрунзенской стала набережная, где обосновался Главный штаб сухопутных войск? Даже Хамовнический Вал до 1986 года назывался Фрунзенским, вызывая критику краеведов за смешение реалий старой и новейшей истории. Наконец, в 1956 году все три Хамовнические улицы, выходящие на набережную, тоже стали Фрунзенскими. Таким образом, к моменту открытия станции проектное название полностью утратило актуальность, а других обоснованных вариантов попросту не нашлось.
Более того, до 1990 года красная ветка метро называлась Кировско-Фрунзенской (сейчас Сокольническая). А название «Фрунзенская» позже получили ещё две станции подземки — одна в Ленинграде, другая в Минске.
Назревшая реконструкция: удобство и безопасность
2 января 2016 года «Фрунзенскую» одновременно с северным вестибюлем «Красных Ворот» закрыли на реконструкцию. Главной целью стало увеличение пропускной способности — станция давно перестала справляться с пассажиропотоком в часы пик. Инженеры предложили простое решение: вместо трёх старых эскалаторов установить четыре новых. Этот способ, опробованный на «Проспекте Мира» (кольцевой) и на «Бауманской», доказал свою эффективность: «самобеглые лестницы» стали перевозить на 20–25 процентов больше людей.
При этом заменили не только сами эскалаторы, но и все обслуживающие механизмы. Общий вес новых металлоконструкций составил 600 тонн, а общая протяжённость всех маршей — почти две тысячи ступеней. Современное оборудование заботится как об удобстве, так и о безопасности пассажиров. Эскалаторы снабжены специальными щётками, которые не позволяют зажёвывать одежду и мелкие предметы, а также автоматизированными системами мониторинга и диагностики. Учтены и требования по энергоэффективности: потребление электричества снижено на 40 процентов.
Поскольку станция имеет всего один вестибюль, её пришлось полностью закрыть для входа и выхода, и поезда проезжали от «Парка культуры» до «Спортивной» без остановки. В качестве альтернативы город предоставил пассажирам бесплатные автобусы М, которые курсировали между этими станциями.
Во время реконструкции стены путевых залов заново облицевали керамической плиткой. Вынужденную меру использовали и для модернизации самого вестибюля. Рабочие установили современные турникеты и новые кассы, заменили все инженерные коммуникации. Косметический ремонт сделали и на фасаде вестибюля.
По плану на реконструкцию отводилось 14 месяцев, но большинство работ удалось выполнить с опережением графика. Поэтому руководство метрополитена решило преподнести москвичам и гостям столицы своеобразный новогодний сюрприз — открыть станцию на два месяца раньше срока. Впрочем, это можно рассматривать и как подарок самой «Фрунзенской» к предстоящему 60-летию.