По оценкам Министерства экономического развития, реальные доходы россиян вместо 1% вырастут лишь на 0,1%. При прогнозируемой инфляции в 4% и сокращения роста потребкредитования, которое в последние годы обеспечивало потребительский спрос, новые цифры говорят об ухудшении положения в стране.
На фоне официальных прогнозов оценки экспертов РАНХиГС и Института Гайдара выглядят еще более пессимистичными. «Росбалт» ознакомился с подготовленным ими новым мониторингом экономической ситуации в России. По мнению авторов документа, баланс между стабильностью и ростом российской экономики по-прежнему будет смещен в сторону стабильности. В нашем случае это означает, что мы остаемся примерно там же, где были.
Главным фактором снижения многих прогнозируемых ранее показателей эксперты называют не столько внешние риски, сколько внутренние. Все последние годы спрос на товары и услуги поддерживало лишь потребительское кредитование, которое только за последний год прибавило 24%. При этом номинальные доходы россиян росли куда скромнее — на 4-5% в год, не говоря о реальных. В результате доля расходов населения на обслуживание банковских займов заметно увеличилась, угрожая ростом плохих долгов.
Уже в следующем году потребкредитование начнет сворачиваться. По прогнозам Минэкономразвития, темпы роста в этом сегменте сократятся с 24 до 4%. В перспективе это может смягчить проблему неплатежей по кредитам, но серьезно ударит по спросу. По оценке ведомства, в текущем году вклад потребительского кредитования в прирост конечного спроса составит 1,7 трлн рублей. Но уже в следующем году он сократиться до 0,4 трлн рублей.
Рост инвестиций тоже будет скромнее, чем ожидали чиновники еще в апреле. Даже 5-6% — крайне амбициозные планы, которые сбудутся только при кардинальном смягчении бюджетной и кредитно-денежной политики, которого пока нет в планах, считают эксперты.
В такой ситуации на фоне падения цен на нефть и замедления мировой экономики даже пониженный прогноз министерства по росту ВВП (на 1,7% вместо 2%) в будущем году вызывает сомнения аналитиков.
В первом квартале 2019 года доходы федерального бюджета росли главным образом за счет повышения ставки НДС. Вместе с сокращением расходов этот год федеральный бюджет мог бы закрыть с профицитом в 3,3%. Но радоваться рано. Как отметил старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев, цены на нефть могут снизиться, потенциал акцизов в качестве источника пополнения бюджета практически исчерпан, а увеличение ставки НДС по косвенным признакам негативно сказалось на внутреннем потреблении и импорте. Кроме того, по итогам второго полугодия расходы бюджета заметно вырастут, поскольку кассовое исполнение, особенно по ряду нацпроектов, в первом полугодии сильно запаздывало. По ряду проектов, таких как «Безопасность дорожного движения», «Цифровое государственное управление», «Успех каждого ребенка», деньги практически не расходовались. Это значит, что по итогам года профицит бюджета может заметно снизится.
Рост доходов консолидированных бюджетов регионов тоже замедлился: в первые четыре месяца этого года доходы увеличились на 22,6%, а в мае—июле — всего на 1,4%. По мнению автором мониторинга, до конца года показатель, вероятно, будет оставаться на низком уровне. При этом третий год подряд продолжает увеличиваться дифференциация доходов между богатыми и бедными регионами, отметил старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС, научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара Александр Дерюгин.
На этом фоне в стране сложилось две разнонаправленные тенденции, которые крепнут с каждым годом: снижается рождаемость первых и вторых детей, и параллельно растет рождаемость третьих и последующих. При этом высокий уровень многодетности характерен прежде всего для регионов с низкими социально-экономическими показателями, отмечают эксперты. Такая закономерность прослеживается последнее десятилетие. «Это означает, что многодетность имеет наибольшее распространение в регионах, где, с учетом экономического положения населения, государственная поддержка многодетных семей приобретает особенно принципиальное значение», — подчеркнул старший научный сотрудник научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара, директор Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС Константин Казенин.
Анна Семенец