Эта набережная в советское время была тем редким местом в столице, где понятия «железный занавес» не существовало. Здесь построили первый павильон «Экспоцентра» на Красной Пресне. Он был предназначен исключительно для иностранных выставок. Как пройти на экспозицию, солидные иностранцы спрашивают прохожих до сих пор. Объяснить гораздо сложнее: за 50 лет «Экспоцентр» превратился в город выставок.
В 1959 году власти впервые разрешили иновыставки. Тем самым не просто прорубили окно в мир — сделали невозможный в те времена шаг для сближения с США. Первую экспозицию проводили американцы — это была реклама капиталистической действительности.
«Это был очень важный момент. Общество было закрытое, и возможностей получить информацию научно-технического характера было не много. И именно наши выставки с участием только иностранных фирм позволяли интенсифицировать процесс», — отмечает главный эксперт «Экспоцентра» Юрий Снегирев.
Юрий Снегирев отдал «Экспоцентру» 35 лет. Он вспоминает, что конкуренции с ВДНХ никогда не было. Там — смотр отечественных достижений, здесь — мировых. На ВДНХ потребительский рынок, на Красной Пресне — наука и техника. Вот и выставка «Химия» в 1965-м стала «бомбой».
Как рассказывает Юрий Снегирев, после трехкратного проведения выставок можно было стать членом УФИ — Всемирной ассоциации выставочной индустрии. «В 1975 году выставка «Химия», и СССР, и «Экспоцентр» стали членами этой ассоциации», — сообщает он.
Увидев такую машину 50 лет назад, советский человек подумал бы: не иностранцы приехали, а гости из будущего. Электромобиль со скоростью 60 летит от павильона к павильону. Площадь «Экспоцентра» за полвека выросла почти в пять раз. И павильонов уже 9.
«Все создано для того, чтобы посетители выставки имели возможность комфортно ознакомиться с «Экспоцентром». По сравнению с выставочными центрами Европы, эта площадка не такая большая, но все же 250 тыс. кв. м.- значительная площадь», — комментирует Андрей Бучарский, заместитель руководителя дирекции конгрессов «Экспоцентра».
За десятилетия изменился не только внешний облик главной выставочной площадки страны, но и внутренний. В павильонах теперь царства мебели, моды, еды и даже военной техники. Юбилей будут встречать с кризисом в бокалах. Но от планов не отказываются.
«Надо идти в область — туда, где нет пробок», — подчеркивает генеральный директор «Экспоцентра» Владислав Малькевич.
«Экспоцентру» время только на пользу. Это в советские времена выставки проходили раз в пять лет, согласно пятилетним планам. Сейчас уже и сами экспозиции планируют рынок.