У прихожан церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище сегодня праздник двойной. Все, кто пришел на Крещение в храм, увидели его точно таким, каким он был при открытии в 1822 году. Грандиозные реставрационные работы завершены, восстановлено все — от фасада до икон.
Это чудо и никак иначе, — повторяют реставраторы. Удивительной красоты церковь Воскресения Словущего, дожидавшаяся восстановления на протяжении двух веков, предстала в первозданном виде, причем на полномасштабные работы ушел всего год. Сейчас с трудом верится, что совсем недавно это было обветшавшее здание, свидетельства тому остались лишь на фотографиях.
— Это под колокольней. Колонны, которые обрамляют вход в колокольню.
Над восстановлением церкви трудились лучшие московские реставраторы и архитекторы — знали, что предстояло спасти.
Раиса Попова, начальник отдела управления за сохранением объектов архитектуры Москомнаследия:
— Это же ампир — поздний классицизм! 1820-е годы! Сколько времени прошло с момента строительства! Самое сложное было — полы из доломита, сохранившиеся в интерьере. Они были сильно изношены, их удалось полностью восстановить — подлинные, 1820-х годов.
Но прежде чем восстановить доломитовые полы, реставраторам пришлось снять абсолютно все иконы в храме и перевезти их в мастерские. На многих из них уже едва просматривались лики. Спасли и уникальный резной иконостас, созданный в 1906 году мастером Соколовым.
Елена Рябченко, главный архитектор проекта реставрации:
— Если фасады они как-то еще могли обновлять, как-то старались поддерживать — то вся живопись, все иконы, все потолки, своды — все это было страшно закопченное. Ведь горели свечи постоянно в течение 200 лет, и никто к этому не прикасался.
Нина Орешко, староста церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище:
— Здесь на иконах даже лики некоторые были не видны — они просто были черные. Стены, поскольку потолок протекал, были в подтеках, и фрески были не видны.
Специалисты говорят, восстановлению церкви помогла она сама, точнее, ее судьба. За все время существования, включая годы советской власти, храм ни разу не закрывался, потому и избежал печальной участи десятков столичных церквей, превращенных в лихолетье в танцевальные залы и клубы. Самое удивительное, что в процессе восстановительных работ реставраторов ждали открытия.
Нина Орешко, староста церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище:
— В процессе реставрации обнаружены несколько икон XVIII века: в иконостасе — «Спас на троне», икона «Господь Вседержитель» — в приделе великомученицы Акилины, обнаружены иконы XVIII века с авторской надписью!
Представший наконец-то в первозданном виде храм бесценен не только как памятник архитектуры, объект культурного наследия, но и как редкий случай 100-процентной подлинности, благодаря стараниям удивительных людей, преданных своему делу.