В Москве сегодня открылась выставка костюмов легендарной Дягилевской труппы. Ровно 100 лет назад, в мае 1909 года, в Париже начался первый из «Русских сезонов». Они прославили не только блистательных танцовщиков, но и художников, создававших декорации и костюмы. Произведения Бакста, Рериха и Матисса были доставлены в Москву из частной коллекции в Лондоне.
История создания этой коллекции похожа на детектив. Ольга Мазур вышла замуж и переехала из Петербурга в Лондон к мужу; наводя порядок в доме, обнаружила вот эти черные пуанты. Супруг вспомнил, что когда-то давно спас их из груды вещей, предназначенных на выброс. А Ольгу озадачила таинственная дарственная надпись — по-английски, с одной ошибкой в слове карнавал. К расследованию привлекли искусствоведов, и вскоре выяснилось — пуанты принадлежали балерине, танцевавшей Коломбину в дягилевском «Карнавале». Претенденток было три.
Ольга Мазур, владелица коллекции:
— Лидия Соколова сразу же выбыла из конкурса, поскольку она была англичанка и не могла написать слово «карнавал» с ошибкой. Остаются 2 русские девушки — Тамара Карсавина и Лидия Лопакова, но Лидия Лопакова никогда в Лондоне 3 июля Коломбину не танцевала. Соответственно, остается Тамара Карсавина.
Однако окончательный вывод сделали только после сравнительного анализа почерка — это действительно автограф балерины Карсавиной. История с пуантами превратила Ольгу Мазур в коллекционера и поклонницу дягилевских «Русских сезонов». Следом у нее появились костюм к «Весне священной» по эскизу Николая Рериха, придуманное Львом Бакстом платье для «Синего бога». Ольга буквально вернула их к жизни — они были в ужасном состоянии; реставрация заняла 2 года. А это произведения искусства, и каждая деталь имеет смысл. Цветы вот на этом костюме написаны лично Анри Матиссом, а кому принадлежит авторство геометрического орнамента на костюме к «Жар-птице» — специалисты до сих пор спорят.
Ольга Мазур, владелица коллекции:
— Наши английские исследователи — Сара Вудкок полагает, что это сам Головин в 1910 году нанес эти принты, чтобы изобразить эффект агрессивности, поскольку это страж Кощея. А наши музейные русские специалисты полагают, что, скорее всего, это сделала Наталья Гончарова в 1926 году.
В музее костюмы органично расположились внутри постоянной экспозиции: попали в свое время в эпоху модерна. В соседях — творения Врубеля.
Маргарита Бажанова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства:
— Эти костюмы, которые никогда ранее не были в России, они впервые демонстрируются в России. И сегодня мы говорим о возвращении блудного сына на Родину, домой, — Дягилева с его дягилевскими сезонами, которые потрясли Европу — к себе домой, в Россию, в Москву, в наш музей.
«Русские сезоны» в Москве проведут 2 месяца, а потом, не исключено — опять отправятся покорять Европу.