23 октября в театре МОСТ успешно стартовал «Московский Приквел к Студенческой Маске-2011». Как объяснили в приветственном слове организаторы, в этом году из-за финансовых проблем фестиваль пришлось ограничить региональным форматом, но не смотря ни на какие сложности, отказать уже купившей билеты делегации из Македонии — театру Университета Кирилла и Мефодия «007» — руководство не смогло. Таким образом, традиция международной связи сохранена, как и заложенная в основу фестиваля интерактивность — после каждого спектакля, начиная с самого первого, проходят острые, эмоциональные дискуссии. Ведёт обсуждения крупнейший специалист в области любительского театрального движения, и студенческих театров в частности, критик Валерий Бегунов — член экспертного совета фестиваля. По словам эксперта, отобранные работы представляют собой интереснейшие «пограничные» эксперименты, с чем согласились и выступившие чуть позже режиссёры театров-участников.
Открылся фестиваль спектаклем «Гроза.Биомеханика.Опыт» театральной лаборатории МИЭМ под руководством Ивана Карпенко. «В названии я был предельно честен, — ответил после показа режиссёр на вопрос своего коллеги из Македонии, — первая часть — это популярная пьеса популярнейшего нашего автора, которого я, к слову, недолюбливаю, но было интересно разобраться о чём это (*как оказалось — о нехватке сильных мужских характеров, о честности перед самим собой и о стремлении к внутренней свободе *- прим. корр.). Биомеханика — это то, в чём мы варились, когда работали над спектаклем, и если биомеханические этюды Мейерхольда не лезут в глаза зрителю, то я считаю это нашей общей победой. И третье — опыт или эксперимент — то, что мы попробовали сделать с каноном мейерхольдовского тренинга, вырастив из него структурный элемент спектакля.»
На многочисленные вопросы, которые у зрителей вызвало их индивидуальное восприятие спектакля (кому-то больше понравилось следить за действием, заткнув уши, а кто-то недопонимал, в одном или в разных <<местах действия>> параллельно сосуществуют актёры) режиссёр ответил так:
«Есть спектакль, над которым работал наш коллектив — и для нас он означает что-то своё, есть другой — который только что создали вы сами, но правильного или неправильного — нет». Отказался Иван и от миссии «учителя»: «Искусство должно не «учить как правильно», а задавать вопросы, обращать внимание на проблему, чтобы каждый внутри себя нашёл решение и ответ.»
Актёры же поделились со своими коллегами опытом взаимодействия на сцене и работой над образом. Как выяснилось, для большинства исполнителей общаться с публикой посредством «телесного знака» представляется более действенным и эффективным — очевидно, вера в силу слова сейчас переживает очередной кризис.
Расписание спектаклей на этой неделе:
*24.11.10*, 20-00
«Ярость» (по С.Кингу), Академия экономики культуры и студия «На Сиреневом» (г. Москва), реж. И. Ваксенбург. В ролях: Макушев Максим, Малов Кирилл, Селезнёва Алиса, Ежов Дмитрий.
И было так: в обычном маленьком городке жил обычный мальчик, не слишком прилежно учившийся в обычной средней школе. И была смертельная провинциальная тоска, порождавшая жажду сделать хоть что-нибудь — не важно что — взорвать привычную жизнь,убить или умереть. Однажды — никто не знает почему — мальчик взял с собой в школу оружие… Главный герой Чарли (Максим Макушев) существует в жёстких предлагаемых обстоятельствах. Он совершает преступление. И всё же…зритель пытается оправдать его.
Враньё дома и в школе заставляет героя поставить своих одноклассников в экстремальные условия: под дулом пистолета все, наконец, становятся самими собой и произносят желанную правду.
Спектакль зрелищный. Яркие декорации, костюмы, пластические фрагменты, напряжённый темпо -ритм способствуют максимально эмоциональному восприятию психологического триллера.
* * * 25.10.11*., 20-00
«Игра» (по Д.Хармсу), Театр «007», Университет Кирилла и Мефодия, Македония, реж. И.Ивкович. В ролях: Дарко Вельик, Мария Аргировска, Петар Петковски, Катерина Петровска, Ивана Стойковска.
Перформанс по коротким новеллам Даниила Хармса. Игра как основа театра, возвращение к принципу детской «игры для игры». Спектакль напоминает о самоценности пластического самовыражения. «Игра» восстаёт против рутины и понимания актёрской игры как работы. «Игра» предлагает альтернативу: карикатура игр, которые празднуют национализм и патриотизм в противоположность глобализации, либеральности и принятию РАЗЛИЧИЙ. Это работа, которая дразнит, высмеивает, и пародирует все «местное», «мое» в отличие от «глобального» и «нашего» сосуществования, обогащенного игрой.
*28.11.10*., 20-00
«Дом Бернарды Альбы» (Ф.Г.Лорка) , творческий центр «Театральный особняк» (г. Москва), реж.Леонид Краснов.
В ролях: О. Домнина, Л. Абу-аль-Кишек, Е. Невакшонова, Т. Ястребова, Е. Альмяшева, О. Шершень, Н. Качалкина, А. Бухарцева, В. Мороз, А. Хазиахметова, Я. Соколовская.
Пять красивых девушек, пять сестер, под контролем своей деспотичной матери. Что делать, когда все естество рвется наружу, требует любви, а кругом лишь липкая паутина предрассудков, правил, запретов, «заботливо» сплетенная Бернардой Альбой? Любовь, страсть, желание — этим пронизан весь спектакль, каждое движение, каждый диалог, взгляд, улыбка. Пластическому рисунку уделено в спектакле особое место. Танцы и поэзия заканчивается только тогда, когда на сцене появляется смерть, перед ней все отступает, и все становится прозаичным. Выстрел, веревка и….А может быть нужно было просто поговорить, услышать, понять? Как часто мы бываем к друг другу не внимательны и как часто бывает уже слишком поздно.
* 29.11.10*, 20-00
«Сад-Садик или Искусство декупажа» (пластическая фантазия по мотивам пьесы А.Чехова «Вишнёвый сад»), Пластический театр п/р Н.Фиксель, г. Москва, реж. Н.Фиксель.
В ролях: Бугреева Александра, Антонова Надежда, Бочар Клаудиа, Ходоркайте Рамуне.
Спектакль-инсталляция, преображающий пространство. Изощренной красоты конструкции, замешанные на танце, свете, вокале и драматических монологах, визуальные и звуковые объекты Сергея Якунина.
«Сад, садик, или искусство декупажа», литературной основой которого стала пьеса А.Чехова, это история вишневого сада, длящаяся вплоть до самого момента межевания. Когда сад уже поделен, и выкроены, вырезаны дачные участки, от былого места чистоты, где обитали ангелы небесные, остается только память. Это рассказ о саде, как об особом, заповедном месте, существующем в жизни каждого человека, месте корней и воспоминаний, которое по воле судьбы ли, времени ли становится все меньше, все уже — до клочка земли, очерченного кладбищенской оградкой.
Пейзаж, рамки которого неумолимо сжимаются, сохраняет тени и абрисы оставивших его людей, как след танцующего тела, видимый уже после того, как танец закончился. А чеховские героини проявляют себя через принадлежность саду. Они пытаются узнать свой ландшафт с помощью осязания, пытаются удержаться в своей почве, обращая свои мысли, нервы, тела в деревья. И каждая по-своему рвут с корнями.
Все спектакли пройдут в помещении театра МОСТ по адр. Ул.Б.Садовая, 6.