На наших глазах Россия лишается одного из своих культурных символов – Большого театра. И дело не только в спорных репертуарной политике и художественных решениях, на что указывают театральные критики, но и в той малоприличной атмосфере, которая в последнее время столь характерна для ГАБТ.
Новости из главного театрального храма страны нынче поступают регулярно и обильно — этакая смесь полицейских сводок и бульварных сплетен, неминуемо слипающихся в большой дурно пахнущий ком. Чуть было поутих скандал вокруг многомиллиардной реконструкции Большого театра и продления контракта с гендиректором Анатолием Иксановым, как разразился новый: в худрука Сергея Филина кто-то плеснул кислотой, позже по подозрению в участии в преступлении был задержан ведущий солист театра Павел Дмитриченко.
Между тем многие коллеги сомневаются в виновности Дмитриченко. По их мнению, артист мог себя оговорить под давлением. Кстати, недавно труппа избрала Дмитриченко председателем профкома – вместо Филина, который якобы был «несправедлив» к артистам. А еще говорят об инсценировке покушения на худрука: какая, дескать, кислота, какой ожог третьей степени – кожа гладкая, брови на месте. И шепотом — об огромных деньгах, которые крутятся в ГАБТ.
Дальше – больше. Бывшая солистка Большого театра Анастасия Волочкова обвинила руководство ГАБТ в том, что некие люди заставляют молодых артисток труппы оказывать эскорт-услуги, обещая неприятности в случае отказа. А худрук Сергей Филин, проходящий лечение в Германии, открыл-таки страшную тайну и произнес имя главного злодея, который его почти что шантажировал и вообще мог быть причастным к «кислотной атаке». Это, конечно, Цискаридзе — премьер и педагог-репетитор Большого театра.
А вот и гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов, оставив за скобками обвинения фактически в организации борделя в главном театре страны, заявил, что конфликт солиста и худрука был использован, чтобы попытаться сместить его с директорской должности. И если раньше складывалось впечатление, что намекает он все на того же Цискаридзе, то теперь Иксанов, пояснил, что некие высокопоставленные люди хотят из Большого театра сделать «свой личный салон». «Я буду решать, кого назначать на те или иные партии » — все это греет душу, но, в первую очередь, конечно, греет душу не этим людям, а их женам, у которых единственная работа — красиво проводить время и придумывать себе какие-то развлечения», – уверен Иксанов.
Удивительно, но ровно в этом обвиняет самого Иксанова экс-прима Большого Волочкова. По его словам, партии в ГАБТ сейчас распределяются именно по такому принципу.
Но Иксанов, повторюсь, ее слова не комментирует. Не реагируют правоохранительные органы. Молчит и министр культуры Мединский, хотя ситуация выглядит столь вызывающе, что для любого очевидна необходимость срочного серьезного разбора всех факторов существования труппы: творческих, организационных, финансовых. Но этого, вероятно, в очередной раз не произойдет. Ведь к искусству все это, похоже, не имеет никакого отношения. Зато очень хорошо вписывается в картину нашей действительности: угрозы, шантаж, коррупция, столкновения интересов сильных мира сего. Такой вот «репертуар» теперь у Большого. И даже когда кто-то связывает происходящее с ослабление «команды Медведева» и возможным в связи с этим переделом в ГАБТ, уже почему-то совсем не удивляешься. Какое искусство? Какая репутация главной сцены страны? Просто бизнес!
Елена Дудина