Основатель и бессменный лидер культовой рок-группы «Гражданская оборона» Егор Летов скончался на 44-м году жизни. Директор группы Сергей Попков уточнил: «Игорь Федорович умер во сне от остановки сердца. У себя дома в Омске». На данный момент нет никакой информации, где и когда будут прощание и похороны. Барабанщик группы Павел Перетолчин ранее говорил, что у лидера «Гражданской обороны» периодически побаливало сердце.
«Если бы вы знали, что завтра вас не станет, что бы вы сделали?
— Гулять бы пошел».
Егор Летов ушел во сне. Собственно, можно было бы больше ничего и не говорить, потому что главное — то, что Егора больше нет с нами, — уже сказано. Дальше можно рассуждать о том, что уходит эпоха, что не стало главного панка России, что… Но, на самом деле не важно даже это, потому что
со смертью Летова каждый, даже тот, кто не отваживался, не решался слушать «ГрОб», понял, что лишился присутствия в своей жизни совершенно незыблемых установок, которыми всю жизнь руководствовался Егор.
Игорь (Егор) Федорович Летов родился в сентябре 1964 года в Омске, и был единственным неизменным участником группы «Гражданская Оборона» за все годы ее существования с 1984 года по настоящее время.
Музыкантом Егор стал в начале 1980-х годов в Омске, тогда же сформировал с единомышленниками рок-группу «Посев», а позднее рок-группу «Гражданская оборона» «ГрОб». В те годы музыканты «Гражданской обороны», как, впрочем, и практически вся рок-тусовка, по причине политических гонений со стороны власти записывались в полуподпольных условиях.
Несмотря на это, о Летове и его песнях знали все: аббревиатурой «ГрОб» в 80-е годы были исписаны стены в каждом городе. Кажется, тогда невозможно было представить себе молодого человека, который бы никогда не слышал этих песен. Но несмотря на бешеную популярность, группа вела полуподпольный образ жизни.
В 1987-1989 годах Летовым и его соратниками был записан целый ряд альбомов «Красный альбом», «Хорошо!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Всё идёт по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов». Тогда же в его жизнь ворвалась уникальная исполнительница андеграунда Янка Дягилева, какое-то время даже поработавшая в группе.
В начале 1990-х годов Летовым, в рамках проекта «Егор и опизденевшие», были записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), ставшие самыми известными и любимыми в фанатской среде. В 1994 году Летов стал одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв».
Разъезжая по стране с концертами, не стеснялся рассказывать, в чем суть его философских взглядов, его идеологии.
«Не теряйте надежды и совести, не впадайте в грех уныния, не складывайте оружия, не опускайте рук. Хватит заживо гнить в своих уютных капканах. Покиньте свои пыльные, затхлые закоулки – выйдите на свет безбожный, вдохните полной грудью. Родина ждёт вас – безнадёжно-молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного! Наступите на горло своей тоске, апатии, лени. Казните свой страх.
Действуйте так, чтобы Смерть бежала от вас в ужасе. Мир держится – пока ещё держится! – на каждом из нас – живом и непобедимом.
И пусть нас мало – нас и всегда было немного – но именно мы двигали и движем историю, гоним её вперёд по сияющей спирали. Туда, где времени не было, нет и не будет. В вечность. Так не позорьте же себя и своё будущее. Встаньте!», — взывал Егор Летов в 1993 году.
В 1995-1996 годах Егор возвращает группе прежнее название «ГрОб» и записывает ещё два альбома «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия». Его музыка становится все более отточенной, тексты теряют нарочитую грубость, становятся более поэтичными. Каждая композиция – практически гимн.
В феврале 2004 года Летов официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил. В 2004 и 2005 годах Летов записывает два уникальных альбома: «Долгую счастливую жизнь» и «Реанимация». Через пару лет музыкант признался, что оба альбома — это «исследование причин, из-за которых люди употребляют наркотики».
Егор не любил пустых разговоров, но почему-то едва ли не в каждом интервью присутствовал вопрос о его готовности уйти из этого мира. И, порой, было трудно понять, шутит он или говорит совершенно серьезно. «Егор, а есть такой вопрос, который, ты, себе независимо от периода жизни вечно задаёшь? Звучит примерно так: что же я такого натворил в прошлой жизни?»
«У меня до сих пор остается такой обидный момент: мне страшно жаль, что я оказался здесь не вовремя». И тогда же, меньше, чем за год за смерти, Летов сказал: «Все равно живем на пределе своих сил, но я уже так заранее чувствую, что предел не за горами».
Как бы не жил, чем бы не занимался Егор Летов, он совершил главный поступок — прожил свою жизнь не рабом системы, он всю жизнь игнорировал ее. Может, поэтому сегодня система пришла к нему: все главные телевизионные каналы сообщили о смерти единственного в стране человека, не боявшегося говорить то, что он думает, со сцены.
«Я человек из другой эпохи, живу по другим принципами. Если действуешь правильно, то никакие примеры не нужны».
«Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг…», — написал Егор Летов в 1988 году. Девятнадцатого февраля 2008 года Егор умер во сне. Когда был дома одни.