Сегодня свое 70-летие отмечает всенародно любимый артист — Алексей Петренко. Многим маститым режиссерам остается только мечтать о его участии в той или иной картине. Юбиляр крайне разборчив. Но уж если соглашается, даже на крошечный эпизод — обязательно сделает его незабываемым.
Можно в десятый, в сотый раз смотреть эти кадры — все равно — мороз по коже. Кто бы знал, что Распутин в лице режиссера Климова сам нашел Алексея Петренко. На сложнейшую, неподъемную роль пробовались все знаменитые актеры начала 70-х, одного даже успели утвердить. Элем Климов, случайно попав на спектакль «Преступление и наказание», увидел игру малоизвестного ленинградского артиста. Так родилась «Агония», а кинематограф обрел героя: глыбу, человечище, которому подвластно все. И все. Особенно — на съемочной площадке.
По признанию супруги Алексея Петренко — известного театрального обозревателя Галины Кожуховой, классика юбиляра обходит стороной. Из сотни предложений отверг 98. Но не существует и вряд ли будет когда на земле артист, которому подвластны роли царей, атаманов, диктаторов, генералов. Блистательно подвластны.
И от кого с волнением режиссеры ждут одной фразы. По прочтении сценария.
Алексей Петренко, народный артист РФ:
— Мне кажется, это то, в чем надо участвовать.
Михаил Ефремов, заслуженный артист России:
— Алексей Васильевич Петренко — без всякой иронии — великий русский артист. Сейчас модно говорить об артистах такого уровня:»Теперь, мол, таких нет». Я могу вам сказать, а я знаю Алексея Васильевича как артиста всю свою сознательную жизнь, еще лет в 12-13 в спектакле «Утиная охота» видел, как он гениально играл официанта, я тогда обалдел,- сейчас таких нет и тогда не было! Мы все пшено по сравнению с ним. От имени пшена — с днем рождения!
Кто-то считает Алексея Васильевича затворником — он человек не публичный, редко дает интервью. Кто-то видит в этом необходимость сосредоточиться, чтобы успеть сделать что-то очень важное. А юбиляр между съемками самостоятельно учит церковнославянский язык. Говорит, рано или поздно придется общаться. С всевышним. Хотя, ей Богу, в десятый и в сотый раз пересматриваешь эти кадры и думаешь: неземной талант. Через который нам что-то важное именно силы небесные и говорят.