Российские парламентарии считают, что никто, включая президента страны, не знает человека, который сможет справиться с управлением Москвой более эффективно, чем Юрий Лужков. По их мнению, у Лужкова команда хороших профессионалов, и за время своего нахождения на посту мэра он превратил российскую столицу в один из цветущих городов Европы.
Мнения парламентариев разделились по вопросу о том, насколько часто должны сменяться мэры крупных городов России. Некоторые считают, что частая смена руководства принесет больше вреда, чем пользы, и руководитель такого города, как Москва, должен сменяться только в том случае, если он работает плохо и недобросовестно.
Другие политики убеждены, что редкая смена руководства приедет к возникновению кланов, что противоречит самой идее гражданского общества.
Как уже сообщали REGIONS.RU, мэр Москвы Юрий Лужков намерен в ближайшее время поставить перед президентом России Владимиром Путиным вопрос о доверии. Таким образом, градоначальник, полномочия которого истекают в декабре 2007 года, останется на своем посту еще на четыре года — уже в качестве назначенного главы субъекта федерации. В случае положительного решения президента, о переназначении могут объявить уже на следующий день после встречи, которая должна состояться на этой неделе.
Как заявил заместитель председателя Мосгордумы, член партии «Единая Россия» Андрей Метельский, столичный парламент поддержит кандидатуру мэра Лужкова. «У нас нет другого более эффективного и более профессионального человека, который мог бы управлять Москвой», — сказал А.Метельский.
Лужков собирался поставить вопрос о доверии еще в начале года, однако, скандалы, связанные с супругой мэра Еленой Батуриной – ее ссора с братом и тяжба с журналом Forbes, а также годовщина трагедии в Трансвааль-парке не благоприятствовали этому.
Следует напомнить, что отношения Лужкова с федеральной властью часто складывались неоднозначно, и сейчас он является противником монетизации льгот, курса на вступление в ВТО, накопления стабфонда и многих других инициатив правительства. Однако, партия «Единая Россия», одним из лидеров которой является Лужков, безоговорочно поддержала на выборах 2000 и 2004 годов действующего президента страны Владимира Путина. Кроме того, по мнению экспертов, несмотря на сложные отношения столичного градоначальника с Кремлем, там считают, что сейчас альтернативы Лужкову нет.
Юрию Лужкову 70 лет и он возглавляет столицу более 15 лет: мэром Москвы Лужков был назначен указом Бориса Ельцина в 1992 году, а затем трижды избирался на этот пост в 1996 , 1999 и 2003 годах.
Недавно мэр Москвы выступил в поддержку инициативы спикера Совета Федерации Сергея Миронова законодательно продлить срок президентских полномочий в России до семи лет и снять ограничение на два срока пребывания подряд на этом посту.
Корреспондент REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратилась к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: «Согласны ли вы с мнением, что Юрию Лужкову нет альтернативы на посту мэра столицы? Нужна ли частая смена мэров крупных городов?»
«В ситуации, когда мы подходим к выборам в Госдуму и президентским выборам, а у Лужкова полномочия заканчиваются в декабре, не стоит создавать еще одну неоднозначность: если человек хорошо работает, зачем его менять?» — заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин,.
«Все субъекты федерации пошли сейчас по пути увеличения срока полномочий мэров городов, законодательное собрание каждого субъекта федерации определяет, что мэры могут быть назначены сроком либо на 4, либо на 5 лет, в Санкт-Петербурге принят срок на 5 лет», — отметил сенатор.
«А раз количество сроков, которое одно и то же лицо может назначаться на эту должность, в законодательстве не определено, то все уходит в поле политической целесообразности», — подчеркнул Ю.Шарандин.
«Кандидатуру вносит президент, как гарант Конституции, он взял на себя такую нелегкую обязанность, как выбор градоначальников, и ему решать, насколько оправдан и целесообразен выбор той или иной кандидатуры», — считает глава комитета.
«Мэр Москвы является одним из самых уважаемых и талантливых хозяйственников и политиков, который работает системно и эффективно на благо столицы», — заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от правительства Вологодской области Валерий Федоров.
«Здоровье у него есть, желание продолжать руководство – по всей видимости, тоже. Работает он хорошо, пусть продолжает это делать и дальше», — сказал сенатор.
Говоря о том, насколько часто должны сменяться мэры городов, первый зампред отметил: «Москва обладает особым статусом субъекта федерации, и ее руководство не должно часто сменяться. Это нужно делать только в том случае, если мэр плохо работает и недобросовестно выполняет свои обязанности», — заключил В.Федоров.
«Частая смена руководства на таких должностях, как президент страны, главы таких крупных субъектов федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Хабаровский край, принесет больше вреда, чем пользы», — считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
«По-настоящему талантливые руководители встречаются довольно редко, и их нужно ценить», — подчеркнул сенатор. «У таких руководителей достаточно воли, если они почувствуют, что не справляются со своими обязанностями, они найдут в себе силы уйти», — отметил первый зампред комитета.
«Юрия Михайловича я знаю очень давно, он действительно талантливый руководитель. Таким городом, как Москва, не нужно рисковать, поэтому следует оставить ей хорошего мэра», — заключил В.Гусев.
«Я не являюсь сторонником частых смен любых руководителей, в том числе и мэров городов», — заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Таймырского АО Леонид Биндар, полномочный представитель СФ в Общественной палате.
«Для выполнения стратегической, серьезной программы, одного срока явно недостаточно, в зависимости от размера города и масштабов деятельности нужно как минимум 7-10 лет, если это не латание дыр, а действительно целостные преобразования в экономической, социальной сфере»,- считает сенатор.
По мнению парламентария, для управления такими крупными городами, как Москва, руководители должны разрабатывать и осуществлять среднесрочные программы. «В советское время, как известно, у нас были пятилетки, а экономические прогнозы строились на 15 лет», — отметил зампред комитета.
Говоря непосредственно о кандидатуре Юрия Лужкова, сенатор заявил: «Юрий Лужков здоров, энергичен, он лучше всех знает Москву и ее потребности, у него большие социальные программы, почему бы ему не остаться еще на один срок? Не думаю, что это будет плохо для Москвы».
Вместе с тем, подчеркнул парламентарий, «Юрию Михайловичу нужно постепенно готовить себе смену». «У него есть первый заместитель, который эффективно работает, наверняка есть и много других способных руководителей. Нужно готовить талантливого преемника, причем тоже на длительный срок», — подытожил Л.Биндар.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин считает, что из числа людей, работающих и составляющих единую команду с Юрием Лужковым, можно найти замену нынешнему градоначальнику Москвы. «Этих людей можно смело назначать, потому что преемственность сохранится, но пока Лужков полон энергии и сил, необходимости его менять нет», — заявил он, комментируя в интервью REGIONS.RU/»Новости Федерации» намерение
Юрия Лужкова поставить перед президентом страны вопрос о доверии.
Депутат отметил, что «вопрос не в том, есть ли толковые и умные люди, а в том, могут ли они попасть во власть». «Сегодня слишком много во власти «мусора», особенно в президентской команде. А у Лужкова серьезная команда, в которой люди более профессионально подготовлены, чем те, кто сегодня возглавляет и руководит Россией», — убежден парламентарий.
Касаясь вопроса регулярной смены мэров крупных городов России, зампред комитета подчеркнул, что необходимость в этом есть. «Для России характерен один момент опасный для управления – свыкаемость с происходящим. Человек привыкает руководить по определенной схеме, поэтому может и не заметить недостатков в своей деятельности, в отличие от «нового» человека, который сможет не только их заметить, но и исправить. В этой связи, тот, кто придет на такую ответственную должность, может по-новому взглянуть на тот стиль, на методы, увидеть пробелы в работе и сориентироваться гораздо лучше предыдущего главы города», — подытожил Виктор Илюхин.
«Альтернатива есть всегда, другое дело — адекватная она или нет», — заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Куликов.
Депутат убежден, что «за многолетний опыт работы мэром Лужков превратил Москву из помойной ямы в один из цветущих городов Европы. Доказав этим свои способности, он вполне заслужил оставаться мэром».
По словам парламентария, смена мэров крупных городов России должна зависеть от того, как работает человек на занимаемой им должности. «Если в работе градоначальника есть результаты, которыми население довольно, то пусть работает. Но если он отстаивает интересы своего клана и продает собственность, наживаясь на этом, то, конечно, нет смысла ему задерживаться на занимаемом посту», — уверен зампред комитета.
Парламентарий отметил, что «ни в одном городе столько не делается для ветеранов и участников Великой отечественной войны, для пенсионеров, как у нас в столице. Поэтому Москве завидуют и недолюбливают ее, так как Лужков находит возможность реализовывать эту работу», — заключил Анатолий Куликов.
«Альтернатива есть любому человеку, который занимает какой-либо государственный пост», — заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев. «История показывает, что когда тот или иной чиновник уходит в отставку или на пенсию, на его место приходит другой», — пояснил он, комментируя в интервью REGIONS.RU/»Новости Федерации» намерение Юрия Лужкова поставить перед президентом страны вопрос о доверии.
Депутат убежден, что «заявления Лужкова «о доверии», безусловно, связано не столько с его желанием продолжать деятельность на посту мэра Москвы, сколько с желанием его окружения». «Лужков является для этой группы в определенном смысле гарантом спокойствия и продолжения той линии, которая позволяет этой группировке иметь политическую власть и серьезный экономический доход. Поэтому Лужков будет, безусловно, стремиться к продолжению деятельности на посту мэра до тех пор, пока ему будет позволять здоровье», — считает парламентарий.
Как считает зампред комитета, «мэры крупных городов должны избираться населением, и после истечения их полномочий они должны меняться новыми мэрами — новыми представителями исполнительной власти. При этом желательно их менять достаточно часто, потому как у нас клановая структуризация чиновничества происходит очень быстро. И то, что Лужков находится длительное время во главе Москвы, уже превратило этот чиновничий корпус в живущий по своим правилам клан». «Кланы подобного рода противоречат представлению о гражданском обществе, о народе, как источнике права и источника власти», — заключил Андрей Савельев.
«Альтернатива есть любому человеку, но человека, который сможет справиться с управлением Москвой более эффективно, чем Лужков, не знает никто, включая президента», — заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Хинштейн.
Депутат отметил, что «смены мэров городов, по факту, происходят с определенной периодичностью». «На сегодняшний день более десяти уголовных дел возбуждено в отношении мэров крупных городов. Этот механизм отлажен. Но Лужков в это число не входит», — подчеркнул Александр Хинштейн.