В Москве, в Центре имени Бакулева, произошло событие мирового значения. Директор Центра Лео Бокерия впервые продемонстрировал уникальную операцию по уменьшению сердечной мышцы. Эту сложнейшую процедуру, которая спасет миллионы жизней, специалисты Московского Центра сердечно-сосудистой хирургии теперь готовы рекомендовать хирургическому сообществу.
В эти дни в столице в 14-й раз проходит Всероссийский съезд хирургов-кардиологов. Особое внимание на нынешнем форуме — лечению новорожденных с критическими пороками сердца и восстановлению изношенных сердец взрослых.
И сегодня же директор «Бакулевки» впервые продемонстрировал, как проводится уникальная операция по уменьшению сердечной мышцы. Эта сложнейшая процедура разработана именно в московском Центре сердечно-сосудистой хирургии. И теперь Лео Бокерия готов рекомендовать такой способ лечения хирургическому сообществу.
Несколько часов искусственной жизни: на время операции на открытом сердце главную мышцу организма врачи останавливают. Больных с диагнозом «увеличение миокарда» не лечат ни в одной больнице мира, кроме «Бакулевки». Хотя, по словам кардиологов, такой недуг встречается у каждого 500-го жителя планеты.
У пациента в прямом смысле огромное сердце: внутренняя стенка должна быть толщиной около сантиметра, а в этом случае она больше трех. И сейчас хирурги срезают лишнюю часть сердечной мышцы, чтобы она не мешала нормальному кровообращению.
20-летний Никита, сердце которого сейчас в руках у Лео Бокерия, поступил в центр имени Бакулева с жалобами на давящие боли в грудной клетке. За 3 года нарушение привело к хронической сердечной недостаточности, — и в этом главная опасность патологии.
Лео Бокерия, директор научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева:
— Болезнь, которая долгое время может не проявляться, хотя часто носит семейный характер. Высока частота внезапной смерти этих людей, давно исследуется эта патология у больных.
Увеличенные сердца чаще всего — у молодых. Особенно — у спортсменов, чьи мышцы испытывают серьезные нагрузки. Операция по уменьшению стенки правого желудочка сочетает основы лечения детских и взрослых болезней, поэтому провести ее может только специалист высшего уровня.
Лео Бокерия, директор научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева:
— Чисто технически очень многие хирурги не готовы для этой операции. Я говорю это не потому, что работаю один на такой операции, а потому что, действительно, — надо знать очень хорошо врожденные патологии, чтобы работать на правом желудочке.
При всей сложности и уникальности операция приносит облегчение довольно быстро. По прогнозам врачей, Никита вернется к нормальной жизни уже через 2-3 месяца.
Владислав Козлов, заместитель руководителя Отделения хирургического лечения кардиомиопатии:
— Обычно, вот про это я говорил, — чем моложе пациент, тем быстрее он восстанавливается и приходит к нормальной жизни. У нас через год женщины после операции уже рожают.
Российские хирурги сегодня в состоянии устранить практически любую патологию. Но при условии — если она не подвергалась неправильному лечению. Поэтому специалисты Бакулевского центра настоятельно рекомендуют: если беспокоит сердце, обращаться не к терапевту, а к кардиологу.