Безусловно, главная тема прошедшей и предстоящей недели — это годовщина Победы. К этому событию готовится город, чистится, прихорашивается, украшается. И к тому, как москвичи вспоминают этот день, 9 мая 1945 года, мы еще вернемся. Но сначала, простите, все же о насущном. Коммунально-житейско-проблемном. Если к вам еще не пришли коллекторы — сборщики долгов по квартплате, то это не ваша ошибка, а их недоработка. Приблизительно так объяснили вдруг начавшийся по всем фронтам прессинг обычному москвичу, у которого и долгов никогда не было.
Татьяна сегодня ночевала у подруги. Дома страшно. Не расплатившись вовремя по банковскому кредиту, она стала объектом внимания коллекторского агентства.
Татьяна Руднева, пострадавшая от действий коллекторов:
— Они приехали ко мне на работу, я к тому времени уже ушла, там они представились следователями, сказали, что на меня заведено уголовное дело, статья 158. И мои руководители сказали, что если я не заплачу 30 000, меня уволят.
Татьяна постоянно подвергается психологическому давлению. Ей звонят днем и ночью, пугают родителей-пенсионеров, порочат на работе.
Алесь Пунчук, юрисконсульт:
— Это вымогательство чистейшей воды. К вам никто не имеет право прийти домой, требовать с вас деньги, угрожать. И, упаси Боже, звонить вашим родителям, сестрам, братьям, детям. Вы только отвечаете. И с вас может истребовать деньги только суд. Только по решению суда. Никаких досудебных решений не бывает. То есть, когда говорят, что мы придем домой, опишем все, это все блеф чистейшей воды и вранье.
Профессиональные выбивальщики долгов уже активно работают в сфере ЖКХ. На форуме мэрии Москвы житель района «Щукино» Олег сообщил, что коллекторское агентство требовало от него заплатить несуществующий долг по квартплате.
— Я задал вопрос, каким образом мои данные попали к третьим лицам, то есть — в коллекторское агентство. На что мне уверенным голосом коллекторское агентство сказало, что они действуют полностью по закону, и никакие 152-е законы о неразглашении персональных данных их не касаются.
Елена Нуцубидзе, заместитель генерального директора коллекторского агентства:
— Я читала этот форум, то есть он так и пишет, что действительно, долга нет, что ходил в ЕИРЦ, и ему объяснили, что платеж прошел через другую систему, но тут не виноваты не ЕИРЦ, ни коллектор, ни ДЭЗ. Это, наверное, банковская система.
Произошла ошибка, но личные данные человека были переданы коллекторскому агентству. Возмущение без вины виноватого можно понять. Однако, управляющая компания, которая, собственно, и обратилась к услугам коллекторов, виновной себя не считает.
Ирина Чуродаева, юрист ДЕЗ «Щукино»:
— Нет, ничего противозаконного в этом нет. Дело в том, что проблема взыскания задолженности в последнее время встала очень остро. То есть масса долгов накопилось практически до критической точки. Естественно, поскольку мы занимаемся обслуживанием жилого фонда, приостановить данную работу до момента взыскания долгов мы не можем.
Управляющие компании — они же ДЕЗы — получают списки должников ежемесячно.
Оксана Масамрех, руководитель пресс-службы ГУ «Инженерная служба города Москвы»:
— По договору эти списки должников по каждому дому ЕИРЦы, в составе ГУИСов, передают именно в управляющие компании. Управляющие компании, как правило, не хотят ждать каких-либо разбирательств, выяснений, рассрочек платежа и т.д., которые предлагает правительство Москвы. Им проще продать этот долг и взыскать здесь и сейчас всю сумму с должника.
На взгляд управляющих компаний, государственные учреждения — инженерные службы — слишком лояльны к москвичам. Шлют уведомления о задолженности разных цветов, обзванивают должников, много раз напоминают. Да еще и навстречу могут пойти, если в семье сложилась тяжелая ситуация. Следующий этап — долгая нудная судебная процедура. А долги надо взыскать срочно. Поэтому обращаются к коллекторам.
Ирина Чуродаева, юрист ДЕЗ «Щукино»:
— Это хороший процент очень взыскания долгов. Я скажу так: если бы мы эти же долги изначально начали взыскивать в судебном порядке, естественно, мы бы их в этот срок не получили.
Управляющие компании и коллекторские агентства — организации коммерческие. Им дела нет до проблем обывателя. Получил услугу — плати. Инженерные службы — люди государевы. Социальную политику города должны не просто разделять, но и активно проводить. Они от коллекторов открещиваются. Говорят — «не наш метод».
Оксана Масамрех, пресс-службы ГУ «Инженерная служба города Москвы»:
— В принципе, законны основания обратиться в коллекторскую службу. Но это не наш метод. Это метод управляющих компаний, которые не хотят ждать, не хотят в том числе судебные какие-то издержки нести, которые затягиваются на полгода и больше. Временные, моральные, материальные. Им проще продать этот долг коллекторам, и как они с ними работают — не важно. Для них. Для нас — важно. Потому что за каждым долгом человеческая судьба.
Ирина Чуродаева, юрист ДЕЗ «Щукино»:
— Основная масса должников — реально люди, которые могут платить, но либо они уже в силу привычки привыкли не платить, либо — последний случай у меня был — некогда дойти до сберкассы.
За неуплату по суду возможно выселение из муниципального жилья. Приставы могут описать и приватизированную квартиру за долги. Теперь на поле борьбы за коммунальные платежи появились новые персонажи — коллекторы. Их деятельность специальными законами не определена. Вопросы существования и функционирования этого вида бизнеса ограничены пока только Уголовным кодексом.