Подобно железной дороге объектом повышенной опасности является метро, где жизнь пассажиров очень часто зависит от реакции диспетчера. О людях, которые держат руку на пульсе столичной подземки, Ольга Семина.
— «Чеховское» рабочее освещение отключайте в сторону «Боровицкой», аварийное оставьте… И так каждый день!
Сегодня Наталья Копцова отвечает за всю Серпуховско-Тимирязевскую ветку метро. Постоянные звонки, контакты по громкой связи — кажется, что в метро явно что-то неладно. Наталья улыбается…
— На линии все спокойно. Посмотрите на график — все совпадает.
Ну светофор в депо «Владыкино» неисправен с утра был — включили резервный, ну поезд из депо вышел на маршрут с опозданием на 10 секунд — нагнали. Вот с бабулей, правда, пришлось повозиться — связаться с дежурными по станции на всей «серой» ветке.
Наталья Копцова, поездной диспетчер службы движения Московского метрополитена:
— На станции «Боровицкая» потерялась женщина 82 лет. Мы знали, как ее зовут, и то, что она в вишневом плаще. Нашли мы ее на станции метро «Бульвар Дмитрия Донского».
Ольга Семина, корреспондент:
— Еще 10 лет назад диспетчеры работали практически вслепую, получая информацию о нештатных ситуациях только по телефону. Сегодня у них есть глаза, то есть мониторы, на которых в реальном времени отображается все, что происходит на линии.
Диспетчерскую службу называют мозгом метрополитена. Именно к диспетчерам стекается вся информация, связанная с движением поездов и обслуживанием пассажиров — вплоть до мелочей.
Павел Гришин, заместитель начальника службы движения Московского метрополитена:
— Забыл пассажир сумку в вагоне — информация придет сюда, к поездному диспетчеру. Плохо пассажиру — он обращается к машинисту, а он обращается к диспетчеру, чтобы она могла вызвать дежурную по станции и помогла пассажиру выйти и вызвать машину «скорой помощи».
Не говоря уже о тех случаях, когда от мгновенных решений диспетчера зависит жизнь пассажиров. За последние годы Наталья не раз останавливала движение на ветке, отключала напряжение, спасая людей, упавших на пути.
Наталья Копцова, поездной диспетчер службы движения Московского метрополитена:
— Раз на раз не приходится. Бывает — неделю ничего не происходит, а бывает — за один день несколько раз падают. Вот у меня было 30 декабря: на станции «Тверская» за час упало 3 пассажира. Новый год…
Неисправность в поезде, на путях, в депо, ЧП на перроне — на экране загорается красная лампочка — и диспетчер начинает принимать меры еще до того, как о ЧП сообщит машинист. В метрополитене дорога не минута, а каждая секунда. Здесь диспетчеры понимают даже сообщения, переданные с помехами по громкой связи — с полуслова.
Наталья Копцова, поездной диспетчер службы движения Московского метрополитена:
— Понятно, талоны выданы. Тоже непонятно? Это с непривычки. У нас у всех музыкальный слух. Мы же медкомиссию проходим как космонавты.
Но по сути диспетчеры как врачи — к ним обращаются, когда есть проблемы. И они их решают.
Ольга Семина, Марк Пинус. «ТВ Центр».