Российский дирижер и пианист Михаил Аркадьев выступил с обличительной речью в адрес деятелей культуры, которые стали «доверенными фигурами Путина». «Заплакал от горя, ужаса, жалости, бессилия, недоумения, прочтя, что Алиса Фрейндлих стала доверенным лицом премьер-министра», – написал он, но обрушился всё же на коллег-мужчин – Валерия Гергиева и Юрия Башмета. По мнению Аркадьева, эти «музыканты в законе» «нравственно растлили несколько поколений музыкантов» и способствовали «воцарению откатных денег, и лично-семейно-блатной протекции в классической музыке».
«4 февраля 2012 года я с тяжелым сердцем понял, что Болотная и Поклонная – символ разрыва в душе народа, разрыва сознательно и изощренно спровоцированного властью. Сегодня, 7 февраля 2012 года я неожиданно для себя самого заплакал от горя, ужаса, жалости, бессилия, недоумения, прочтя, что Алиса Фрейндлих стала доверенным лицом премьер-министра в его, так называемой, «президентской компании». Рядом с ней я увидел имена выдающихся классических музыкантов с мировым именем Юрия Башмета и Валерия Гергиева», – написал Михаил Аркадьев в своем блоге на «Эхе Москвы».
«С того момента, когда такие люди как Фрейндлих заняли позицию сознательной поддержки лживой, циничной, преступной, блатной власти, обрекающей страну на нравственное, политическое и экономическое вымирание, трещина прошла прямо по сердцам миллионов тех, кто их любил. Трещина эта стала видна на двух московских площадях еще 4 февраля», – с горечью констатировал дирижер, но обрушился с обвинениями не на актрису, а на своих коллег-музыкантов.
«Я обвиняю своих коллег – «музыкантов в законе», героев современного классического истэблишмента Валерия Гергиева и Юрия Башмета… Я обвиняю их в том, что они способствовали, или ничем не помешали воцарению власти откатных денег, и лично-семейно-блатной протекции в классической музыке». Те, кто не принимают этих правил игры, тем самым радикально рискуют своей карьерой, отмечает дирижер.
«Великие музыканты Гергиев и Башмет захватили все пути, по которым музыканты, не связанные отношениями протекции, могли бы помимо них попасть на большую сцену и доказать миру свою состоятельность, мастерство, и величие», – заметил Аркадьев.
По словам дирижера, «Гергиев, Башмет и им подобные» «нравственно растлили» несколько поколений молодых музыкантов, «которые во многом благодаря им, убеждены, что мерой мастерства и таланта являются деньги, деньги, еще раз деньги, и только деньги. Именно они убедили и приучили молодежь к тому, что главное, это использовать свое бессмертное ремесло для гламурного успеха, при циничном равнодушии к так называемой «политике».
«В мгновение ока, вы, представители одного из самых возвышенных и бескорыстных искусств, добровольно превращаетесь не в политиков, нет, а в обслуживающий персонал одного из самых позорных, циничных и преступных правителей в истории России, первого в российской истории политического симулянта глобального масштаба…Позор ситуации состоит в том, что здесь вы ничем не рискуете, ваша жизнь, ваши мировые гонорары давно материально не зависят от Путина и всей его камарильи, как видимой, так и невидимой», – удивляется обличитель.
«Блатное сознание власти основано на унижении, узаконенном беззаконии, культе хитрости, подлости, издевательства, поддержке грубого, или изощренного насилия. Изощренность насилия оснащена теперь корпоративно-личными капиталами. Власть, непрерывно попирая свою собственную конституцию и фундаментальные представления о законе и праве, приучая к этому народ, занимается патерналистко-блатной поддержкой знатных артистов, режиссеров, музыкантов», – констатирует Михаил Аркадьев.
Ценность заявления дирижера Михаила Аркадьева, бывшего художественного руководителя Тихоокеанского оркестра (уволен за публичные протест против принудительного вступления Союза композиторов РФ в «Общероссийский народный фронт»), неизмерима в том, что это реплика «изнутри» культурной среды. От «своего» человека. Такие фигуры, как Валерий Гергиев или Юрий Башмет (список можно продолжить очень многими ключевыми фигурами классической сцены), благодаря своим заслугам, обладают незыблемым и беспрекословным моральным авторитетом в России. То есть, их статус таков, что они как бы обладают перед обществом абсолютной индульгенцией. Чем, к сожалению, зачастую могут небескорыстно пользоваться.
Кинорежиссеров или актеров могут подвергнуть заслуженной «публичной порке», как произошло с Никитой Михалковым, но «верхушка» академических музыкантов – они неприкосновенны в глазах широкой публики. Потому, например, Дмитрий Хворостовский считает возможным «появиться» по всей стране на бигбордах с кричащей-пошлой рекламой конфет, а Анне Нетребкостатус «любимой оперной певицы Путина» не мешает собирать полные залы поклонников любого политического вероисповедания ради даже 15-минутного ее участия в концерте.
Неизменное появление пианиста Дениса Мацуева на буквально каждом телевизионном «кремлевском утреннике» – от парадных концертов до «голубых огоньков» – принесло ему обидное прозвище «кремлевский мальчик». Но, в целом, не повлияло на отношение к его творчеству и ему самому. Статус «придворного музыканта», в конце концов, появился отнюдь не при Путине.
Более того, для «неприкасаемых» бесследно проходит и участие в не самых однозначно трактуемых политических акциях. Причем, это прощается не только российской, но и зарубежной публикой: когда Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра дал в августе 2008 года концерт на развалинах Цхинвали, это проняло даже противников той войны. И буквально через пару дней Гергиев и его оркестр выступали в Лондоне.
В обмен на такую преданность и всепрощение публики от «неприкасаемых» требовалось лишь одно – соответствовать этому доверию. Хотя бы в этическом плане. В том числе быть вне политической «кухни» и над ней. Простое участие в официальных проектах еще ни о чем не говорит, в отличие от неприкрытой лести, граничащей с лизоблюдством. И это при возможности полной творческой и финансовой независимости этих героев.
Поэтому, когда в 2009 году Юрий Башмет неожиданно для многих появился в антирейтинге «Лизость к телу», составленном журналом «Коммерсант-Власть», это потрясло и шокировало. «Когда меня спрашивают, как я отношусь к правящей партии, я говорю: там, где Путин, там все в порядке. Я считаю, что не обязательно быть членом партии, но раз Путин туда пошел, я всей душой там», – объявил Башмет в интервью «Московским новостям». Спустя три года, появление Башмета и Гергиева в агитационных роликах Владимира Путина оказалось, к сожалению, закономерным итогом и ценой за «гламурные и преступные социальные игры современного классического истэблишмента».