Московские власти создают собственную систему Traffic message channel (TMC — «канал автодорожных сообщений») — оповещение о пробках и чрезвычайных ситуациях на дорогах с помощью радиосигнала, рассказал M24.ru источник в мэрии. Система будет передавать информацию на встроенные навигаторы москвичей, используя не мобильный интернет, а УКВ и ОВЧ диапазоны. Предполагается, что Traffic message channel будет внедрен в штатные навигаторы, как минимум, четырех автопроизводителей. Активация услуги у автодилеров, скорее всего, будет платной, подчеркнул собеседник M24.ru в мэрии.
По словам источника, появление радиоканала, оповещающего москвичей о пробках, улучшит качество сотовой связи в Москве «за счет уменьшения количества обращений пользователей к различным информационным ресурсам». Напомним, сегодня большинство навигаторов показывает клиентам данные о дорожных заторах, подключаясь к мобильному интернету с помощью 3G.
Однако, чтобы создать альтернативную радиосистему оповещения, нужно создать специальные коды, привязанные к географическим координатам, для всех московских дорог внутри МКАД и в 15-километровой зоне от нее. Кроме того, необходимо закодировать адресную базу столицы и области, а также создать коды для всех возможных сообщений о пробках, авариях, ремонтных работах, путях объезда. На навигаторах закодированная информация будет преобразована в привычные для автомобилистов сообщения. Данные будут обновляться не реже, чем раз в квартал, кроме того, в систему кодов будут вноситься дополнения после реконструкции дорог. На создание и обслуживание системы в течение трех лет — до 2017 года — будет потрачено порядка 700 млн рублей. Уже осенью начнутся драйв-тесты радиоканала о пробках, а до конца года услуга, возможно, уже будет доступна автомобилистам.
Разработчик системы должен будет договориться, как минимум, с четырьмя автопроизводителями о том, чтобы радиоканал о пробках был внедрен в их штатные навигаторы. TMC оснастят не менее пяти моделей машин — от 2013 года и новее, собираемых на территории России. По словам экспертов, сейчас штатными навигаторами оснащают свои машины Nissan, Toyota, Volkswagen и даже «АвтоВАЗ».
По словам источника M24.ru в мэрии, активировать канал автодорожных сообщений можно будет у автодилеров. Услуга эта, скорее всего, будет платной, однако собеседник M24.ru затруднился сказать, во сколько она обойдется водителям.
На сегодняшний день в России государство не предоставляет услугу TMC. Она локально существует у двух коммерческих производителей — ЗАО «Навиком» для части навигаторов Garmin, а также у компании NAVTEQ. Они передают свои данные о пробках в диапазонах существующих развлекательных радиостанций Москвы.
Аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников, что данные «Яндекса» используются как источник для передачи на навигаторы Garmin информации о пробках в формате TMC. «Технологии Traffic message channel уже несколько десятков лет, — отметил Медников. — Ее преимуществом является независимость от мобильного интернета, а недостатком — сообщение информации лишь по основным магистралям и достаточно крупными участками. Кроме того, на полное обновление всей пробочной картины может уйти достаточно много времени, особенно в условиях плохого приема радиосигнала».
Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский также согласен, что скорость передачи данных по радиочастотам в разы уступает скорости их передачи по мобильным сетям. «Эта технология называется «пакетное радио», основанные на ней навигаторы будут в глазах пользователя безбожно «тормозить», по сравнению с планшетами подключенными к интернету», — заявил эксперт.
Пока сложно сказать, удастся ли московским властям преодолеть эти проблемы. С другой стороны, «пробочный» радиоканал может быть вспомогательным — в тех зонах, где плохо «ловит» мобильный интернет. Кроме того, с помощью радиосигнала власти будут передавать централизованную информацию, в том числе, о ЧП.
По словам экспертов, система TMC активно применяется в Европе и США. Завкафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов отметил, что даже распространение повсеместно мобильного интернета не сделало ее менее популярной. «Все равно автомобилисты слушают радио и пользуются основанными на радиочастотах сервисами, в том числе пробочными», — отметил эксперт.
Руководитель Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация) Сергей Миллер, в свою очередь, считает, что в Москве нужно активнее развивать сотовую связь и мобильный интернет, а не создавать сервисы, которые облегчат на них нагрузку. «Каналы автодорожных сообщений создавались на Западе еще до появления сотовой связи, — сказал он. — Мы же в свое время пропустили этот этап, а сейчас он уже устарел, по сравнению с мобильными технологиями».
Эксперт отметил, что в последнее время автомобилисты все чаще отказываются от специальных навигаторов в машинах, предпочитая пользоваться приложениями в планшетах и смартфонах.
Между тем, по словам замгендиректора компании «Автостат» Сергея Удалова, многие автопроизводители, которые собирают машины на территории РФ, выпускают модели со встроенными навигаторами. Это Nissan, Toyota – модель Camry, Volkswagen и даже «АвтоВАЗ». «Однако встроенные навигаторы не входят в базовую комплектацию, их нужно докупать отдельно», — рассказал он.
Вместе с другими «улучшениями», в составе комплектов «Престиж» или «Премиум», бортовая навигация будет стоить автомобилисту от 20 до 100 тысяч рублей.
Маргарита Верховская, Дарья Миронова, Марина Курганская