Россиян может ждать настоящая эпидемия телефонного спама с предложениями покупки недвижимости и разных товаров. С конца прошлого года у маркетологов стремительно набирает популярность технология, позволяющая определять номера посетителей, зашедших на сайт с мобильных устройств, после чего людей начинают атаковать звонками с предложениями о покупке. Об этом пишут «Известия«.
В последнее время на форумах по интернет-маркетингу появилось множество жалоб на настойчивые рекламные звонки после посещения профильных сайтов. Обычно на такие порталы пользователи попадают, перейдя по ссылке в соцсетях. При этом свои номера на сайтах граждане не оставляют.
«Известия» поставили эксперимент, активно покликав со смартфона сайты застройщиков, рекламой которых заполнена лента Facebook. В первый же день поступило примерно пять-шесть звонков, в другие дни звонили до 10 представителей различных компаний. На вопрос, откуда они узнали телефон, сотрудники колл-центра отвечали, что получили номер от маркетологов или обладают технологией по его определению во время посещения сайта с мобильного устройства.
В компании «Диджитал Секьюрити» пояснили, что сами компании вряд ли обладают подобными технологиями, и, в свою очередь, обращаются в фирмы, которые предоставляют сервисы по определению телефонных номеров посетителей портала. На сайте устанавливается специальный код, который позволяет определить номер телефона, а некоторые другие пользователи указывают телефон в профиле. При этом официально пообщаться с представителями фирм, предоставляющих услуги по фиксации номеров, невозможно, поскольку звонки поступают с номеров виртуальных АТС. Это же не позволяет избавиться от навязчивых звонков, занеся телефон в черный список.
Эксперты утверждают, что в дальнейшем использование таких технологий будет распространяться на многие потребительские секторы. Хотя большинство реагирует на навязчивые предложения с раздражением, рекламщикам помогает тот факт, что люди, на которых обрушивается шквал звонков, просто не уточняют, почему позвонили именно им, и, соответственно, никуда не жалуются.
Между тем подобные действия нарушают сразу два закона — «О персональных данных» и «О рекламе». По словам юристов, фиксация номера телефона человека, который просматривал сайт застройщика со смартфона, в данном случае должна быть квалифицирована как обработка персональных данных. А это возможно только после получения согласия субъекта, в противном случае устанавливается штраф до 75 тысяч рублей. Гражданам в таких случаях рекомендуют обращаться в Роскомнадзор.
Еще более существенные штрафы грозят компаниям за нарушение закона «О рекламе». По общему правилу распространение рекламы по сетям электросвязи, а к ним относится и телефонная, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. За это нарушение предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. рублей, однако для установления нарушения необходимо подать заявление в управление Федеральной антимонопольной службы с приложением записи звонка.
В ноябре прошлого года Роскомнадзор предупредил пользователей о появлении в интернете «лендинговых» страниц сайтов злоумышленников, которые под видом маркетинговых распродаж незаконно собирают персональные данные. Основной целью сбора таких является последующее их использование в качестве «спамерских» баз данных и для кражи данных банковских карт.
В Роскомнадзоре призвали тщательно проверять соответствие адреса сайта, на котором совершается покупка и адреса магазина, поскольку мошенники регистрируют похожие на настоящий сайт домены и используют логотипы известных брендов. Также в ведомстве напомнили, что на страницах с формами ввода личных данных должно использоваться SSL-шифрование (адреса таких страниц должны начинаться с https://, а не с https://). Кроме того, законопослушные сайты должны размещать пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и контакты для связи.
В 2017 году россияне столкнулись с другим видом спама, когда злоумышленники программируют автоматическую систему, которая звонит на телефоны, а затем обрывает вызов после первого звонка. В результате у абонента остается пропущенный вызов с незнакомого номера, и если он перезвонит на него, то услышит автоматическое рекламное объявление. В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы отметили, что формально такая схема не нарушает закон, поскольку «гражданин сам обращается за получением информации, в том числе звонит по телефону».