Новый вариант прогноза развития России до 2030 года, составленный Минэкономразвития, предполагает коренную смену инвестиционной модели по крайней мере для двух монопольных секторов – электроэнергетики и газоснабжения. Через 15 лет их потребности будет оплачивать в основном население, написало министерство.
Цены на газ для промышленных потребителей будут расти быстрее, чем отпускные цены главного потребителя газа – энергетики. А значит конечным бенефициаром всей этой операции будет «Газпром», полагают экономисты центра развития ВШЭ.
Пострадает не только население, которые будет вынуждено оплачивать рост добычи газа, но и вся экономика, полагает ректор Российской академии народного хозяйства (РАНХ) Владимир Мау. Такой рост тарифов исключает низкую инфляцию (хотя она и запланирована Минэкономразвития в прогнозе). А высокая инфляция исключает устойчивый и быстрый рост – главную цель правительства, пишет «Финмаркет».
Согласно новому прогнозу до 2030 года:
Граждане будут платить за электроэнергию на 70%, а за газ – на 30% больше, чем другие (т.е. главным образом промышленные) потребители.
Электроэнергия для населения за ближайшие 18 лет подорожает в пять раз, газ – в 4,6 раз.
Доля расходов граждан на энергию тоже вырастет – предполагается, что доходы граждан увеличатся за это же время в 2,7 раза.
Цены на электроэнергию для всех потребителей с 2013 по 2030 годы вырастут в 2,4-3,0 раза в зависимости от того сценария развития, который будет выбран правительством России.
Максимальный рост предполагает консервативный сценарий – по нему экономика России будет развиваться также, как сейчас. Но и по «инновационному», и по «прорывному» сценариям, подразумевающих большие реформы и госинвестиции, повышение стоимости электроэнергии будет опережать темпы инфляции до середины 20-х годов.
В первом варианте долгосрочного прогноза, опубликованном в апреле этого года, динамика цен на электроэнергию для всех потребителей была еще более впечатляющей: рост за те же 18 лет в 2,9 раза в инновационном сценарии и в 3,2 раза – в консервативном. За счет этого планировалось оплатить создание новых мощностей и инфраструктуры.
Зато к ноябрю министерство сменило того, кто будет нести большую часть тягот по перестройке энергетики. При обсуждении последствий роста цен на газ для промышленности выяснилось, что при слишком быстром росте энергетики так повысят цену на энергию, что многие отрасли промышленности станут совершенно неконкурентоспособными. Поэтому в новом варианте прогноза ответственным за инвестиции в энергетику было назначено население.
По апрельскому варианту к 2030 году граждане должны были бы платить «всего» на 7-16% больше, чем остальные потребители, то теперь – на все 70%.
Для бизнеса в 2013 году цены в последний раз вырастут сильнее, чем для населения. А с 2014 года прирост цен для промпотребителей станет постепенно отставать от тарифов для граждан. Начиная с 2016 года он станет в разы меньше.
С 2015 года электроэнергия в постоянных ценах 2010 года будет обходиться бизнесу примерно в 10 центов за киловатт-час, и так и останется на этом уровне до конца периода.
С 2020 года прирост цен на электроэнергию для промышленных потребителей будут меньше потребительской инфляции. Если в апрельском прогнозе за 18 лет цены для промпотребителей предполагалось поднять в 2,7-3,0 раза, то сейчас – в 2,0-2,6 раз.
В итоге, в 2030 году граждане по всем обновленным сценариям будут платить на 70% больше, чем остальные потребители электроэнергии.
Аналогичным образом будут расти и цены на газ.
К 2030 году граждане станут платить на треть больше, чем другие потребители газа. Тарифы для населения вырастут в 4,1-5,7 раз. Промышленность тоже станет платить больше, но в 2,5-3,5 раза в зависимости от сценария.
Новый вариант прогноза не содержит ответа на вопрос, как электроэнергетика сможет удержать прирост цен за 18 лет на свою продукцию в пределах 20% (в постоянных ценах 2010 года), когда реальная цена на газ увеличится за это же время на 40-50%.
Представитель Минэкономразвития отказался комментировать тарифные показатели нового прогноза, заявив, что «данный вопрос находится в работе».
Представляя прошлый вариант прогноза в апреле 2012 года, замминистра Андрей Клепач так объяснял ценовую политику в электроэнергетике: цены на электроэнергию для промышленных потребителей до 2017-2018 годов будут расти довольно высокими темпами и должны достичь европейского уровня с 10-15-процентным дисконтом (к 2030 году разница будет в районе 5%); средства, полученные электроэнергетикой в период «догоняющего» роста, пойдут на инвестиции в генерацию и на развитие сетевого хозяйства; в частности, модернизация генерирующих мощностей в электроэнергетике позволит сократить расход газа примерно на 10-12% к 2020 и на 20-22% – к 2030 году (в расчете на 1 кВт-ч).
Теперь на население предлагается переложить еще больший груз ответственности за модернизацию российской электроэнергетики. Правда, по данным ИПЕМ, население потребляет всего около 12% производимой в стране электроэнергии.
«В Москве уже сейчас стоимость электроэнергии составляет 4 руб. за киловатт-час, то есть, примерно те же 10 евроцентов, как в предместьях Парижа», – отметил на недавней пресс-конференции старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В заключении ВШЭ на прогноз Минэкономразвития (с ним ознакомился «Финмаркет» отмечается, что тарифы монополий оказывают прямое (через рост стоимости услуг в потребительской корзине) и косвенное (через увеличение издержек предприятий, которые отражаются в росте цен на их продукцию) влияние на уровень инфляции.
Из-за этого целевые показатели прогноза по инфляции (3,7-4,3% в 2020 и 2-3% в 2030 году), достижимы только при существенном снижении монетарной (без учета тарифной составляющей) инфляции. Это потребует резкого ужесточения денежно-кредитной политики, не предполагаемого ни одним из сценариев. Напротив, там значится и быстрый рост доходов граждан, и существенное увеличение расходов бюджета, и повышение инвестиционной активности бизнеса, что мало совместимо с жесткой монетарной политикой ЦБ.
Ректор РАНХ Владимир Мау в своем отзыве на прогноз Минэкономразвития тоже обратил внимание на недостижимость целевых показателей по инфляции. Кроме тарифов, есть и другие нестыковки: во всех сценариях предполагается снижения курса рубля, что традиционно вызывает удорожание импортных товаров; инфляцию спроса также будет стимулировать масштабное развитие потребительского кредитования, на которое правительство по-прежнему намерено опираться как на один из важнейших источников экономического роста.
Выход инфляции за пределы жестких рамок, в свою очередь, делает недостижимыми параметры экономического роста, а следовательно и всего макроэкономического прогноза, пишет Мау.