Последние 3-4 года по всей стране идет слияние вузов, с созданием на их базе федеральных и национальных исследовательских университетов.Мало того, что сам процесс этот не просто объективно конфликтен, так еще организация и проведение его со стороны Минобрнауки оставляет желать лучшего, особенно в плане проведения экспертных обсуждений и подробного информирования всех заинтересованных лиц и общества в целом. А тут еще министр Дмитрий Ливанов стал очередным «всенародным аллергеном», требовать отставки которого стало делом доблести самых разных политических сил — от коммунистической оппозиции до представителей партии власти. В разного рода рейтингах популярности министров медведевского кабинета Дмитрий Ливанов традиционно занимает одну из последних строчек.
В конфликте по поводу проводимого сейчас объединения Национального исследовательского технологического университета«МИСиС» и Московского горного государственного университета (МГГУ)сочетаются общие проблемы объединения вузов, которое в более слабомМГГУ считают не столько объединением, сколько поглощением, с персональной неприязнью к министру Ливанову – до недавних пор ректору МИСиС.На это накладываются чувства исторической обиды и ревности – ведь МИСиС в свое время отпочковался от Горной Академии, правопреемником которой считается МГГУ.
Объективно более мощный, богатый и успешный МИСиС,ведущий вуз страны по подготовке инженерных и научных кадров в области металлургии и материаловедения,может существенно поднять – и технологически, и финансово – уровень обеспечения подготовки специалистов нынешнего МГГУ. Недавно, например, МИСИС стал одним из 15 российских вузов, победивших в конкурсе на получение государственных средств для продвижения в мировых образовательных рейтингах, что дало ему дополнительные 600 млн рублей государственного финансирования. МИСИС является одним из национальных лидеров и по размеру своего эндаумент-фонда, из которого финансируются развитие университета, поддержка студентов и сотрудников. Наконец, объединение вузов дает и эффект масштаба, и экономию за счет совмещения и сокращения дублирующих функций и подразделений.
Заметим, что экспертам, таким, например, как ректор Национального минерально-сырьевого университета «Горный» в Петербурге Владимир Литвиненко, идея объединения МИСИС и МГГУ представляется логичной, тем более, что в этом случае нет проблемы территориальной разобщенности учебных корпусов – они соседи. Более того, Литвиненко считает логичным объединение не просто двух, а целого кластера московских вузов с целью обучения специалистов по всей цепочке – от разведки до переработки.
Объектами целой серии информационных атак последнего времени стали и бывший ректор МИСиС Дмитрий Ливанов, и нынешний его ректор Алевтина Черникова, и сами планы объединения вузов, и намерения, которые за этим стоят. Ливанова с сотрудниками обвиняют во всех смертных грехах: от плагиата в диссертациях и разного рода хозяйственных нарушениях в прошлом до тайных планов передачи земли почти в самом центре Москвы – на Октябрьской площади — под строительство коммерческих объектов и, не более, не менее – нанесении ущерба безопасности горно-геологических работ и подрыве позиций России в минерально-сырьевом секторе.
В самые последние же дни информационные атаки на Минобрнауки поддержали организовавшие серию пикетов на Тверском бульваре «Рассерженные горожане», поддержанные дугинцами из Евразийского союза молодежи, которых иногда называют «неоопричниками».
Держи вора!
Инициатором практически всех обвинений в адрес МИСИС и его руководителей стал небезызвестный депутат ГД сурковского призыва Владимир Бурматов из Челябинска. Бурматов в прошлом — один из главных молодогвардейцев, фигурант скандалас постановочным тушениемлесных пожаров командой центрального штаба движения МГЕР с его руководителем сенатором отЧелябинской областиРусланом Гаттаровым, чьим замом Бурматов был. Для постановки использовались фотошоп и деревья под Рязанью, предварительно подожжённые самими молодогвардейцами.
Уличенный некоторое время назад в плагиате при написании (?) кандидатской диссертации. Бурматов сейчас – один из главных фигурантов диссергейта. И хотя официальные сроки для оспаривания справедливости присвоения Бурматову степени прошли, в Минобрнауки распорядились рассмотреть его дело. Не дожидаясь результатов, Бурматов был вынужден оставить пост первого заместителя главы думского комитета по образованию и должность заведующего кафедрой политологии и социальных коммуникаций Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
В свое время бурматовские технологии накрутки рейтинга его блога с выведением последнего в топ-50были подробно исследованы и проиллюстрированы вspburger-senior.livejournal.com. Похоже, кампания против Ливанова и, кстати, не инициированного им проекта объединения МИСИС и МГГУ раскручивается по тем же технологиям. С одной только разницей: почти каждое голословное сообщение об инкриминируемых Ливанову криминальных деяниях заканчивается фразой о том, что депутат Бурматов направил запрос в Генпрокуратуру, МВД или еще куда-то. И не беда, что ответ соответствующего ведомства на запрос отрицателен, как например, заявление МВД о непричастности Ливанова к хищению бюджетных средств в МИСиС, совершенному несколько лет назад. В таком случае Бурматов направляет новый запрос – теперь уже в прокуратуру, по поводу заявления МВД. Освященная депутатским запросом «новость» появляется на сайте «Единой России», на новостных сайтах и даже в серьезных изданиях.
Практически все бурматизмы в адрес Ливанова собраныв недавней публикации, которая может служить отличным образцом в жанре поклепа. Реальные всем известные факты, например, о постановлении правительства по поводу субсидий на предоставление жилья, или о том, что такая-то фирма победила в конкурсе на проведение строительных работ для МИСиС, смешаны там сриторическими вопросами и восклицаниями, голословными обвинениями в «распиле» бюджетных средств и глухими ссылками на «сигналы от людей в министерстве».Приводимые в публикации документы ни о чем и фотографии должны, по замыслу авторов, придавать ему вид серьезного документированного расследования. Наконец, завершается материал сакраментальным «В связи с этим остается лишь один вопрос: Доколе мы будем терпеть Ливанова на министерском посту?!!».
Чего Бурматов добивается? Один из главных борцов диссергейта Сергей Пархоменко немного наивно заявил по поводу Бурматова, что тот напрасно видит причину своих бед в министре Ливанове, и что, мол, даже если бы отставили все министерство поголовно, «ужас» с обвинениями кандидата педагогических наук Бурматова в плагиате продолжится. Бурматова не волнует скандал, о котором поговорят-поговорят, да забудут. Его волнует возможность лишиться кандидатского диплома, что могут сделать ВАК и курирующий его Ливанов, но никак не Пархоменко со всем диссернетом.
Выход прост: побыстрее лишить Бурматова не заработанной им степени, тогда у него пропадет и стимул шуметь по поводу самого Ливанова и его проектов.
Николай Владимирович Петров,
профессор Высшей Школы Экономики,
руководитель Центра политико-географических исследований,
член научного совета Московского центра Карнеги,
политолог