Сегодня каждый родитель и школьник знает, что программирование — это перспективно, хлебно и очень надолго. Поэтому если не знаешь, куда пойти учиться — иди в программисты. Но может и правда пора признать, что век айтишников подошел к концу, и нужно ориентировать школьников на что-то другое?
«Очень важно не попасть на эту эмоциональную волну — побежать за всеми. У нас век инженеров — все побежали на инженеров. Закончили вузы, 10% остались работать, все остальные пошли работать продавцами в пивных киосках. Потом у нас век юристов и экономистов, которые работали официантами… Не нужны сегодня программисты. У нас огромное количество программистов, с которыми мы боремся», — заявил глава «Сбербанка» Германа Грефа на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов, добавив, что Индия, имеющая четыре миллиона айтишников, страдает теперь от этого. «Потому что век айтишников закончился», — считает Греф.
«Росбалт» обратился за комментариями к экспертам в области IT-образования и трудоустройства.
Ведущий хантер Рунета, глава проекта «Антирабство» Алена Владимирская считает, что в ближайшие годы судьба экономистов айтишникам не грозит. «На самом деле потребность в программистах все растет и растет, на рынок IT выходят те компании, которые традиционно в нем не участвовали: банки, ритейл, транспорт. Всем нужны интернет-решения, нужны программисты.
Действительно, в очень отдаленном будущем у нас появятся программы, которые сами будут кодить (программировать — «Росбалт»). Тогда нужны будут только высокоуровневые программисты, которые пишут эти программы, руководят, адаптируют. Но в ближайшие пять-семь лет потребность будет только расти», — уверена Владимирская.
По ее словам, программистов, технологических сотрудников всегда будет нужно много. Когда компьютеры смогут сами программировать, они уйдут в робототехнику, в разработку и обслуживание дронов. Программист трудоустроится всегда», — считает собеседница «Росбалта».
«Но если вы думаете развиваться в области программирования, нужно начинать кодить как можно быстрее, чтобы успеть выйти на высокий уровень», — подчеркнула она.
Основатель компании OTUS, советник ректора МАИ Дмитрий Волошин согласился: «думаю, Греф говорил не о том, что программисты совсем не нужны. С точки зрения экономики, в IT сейчас дефицит кадров. Скорее, он имел в виду, что нужны не абы какие — с корочками, дипломами, а толковые».
По мнению Волошина, дефицит программистов возник не от того, что у нас их нет. Дело в другом. На фоне перегретости рынка ребята не вполне адекватно себя оценивают. Ожидания выпускников сильно завышены, практики за плечами — ноль, вот никто их и не расхватывает. В результате, люди сидят со своими дипломами по домам. «История с экономистами, о которой говорил Греф, повторяется уже сейчас», — считает Волошин.
«Сначала мы плодим экономистов, потом — программистов. Но все это — какая-то кампанейщина. На самом деле, подготовка айтишников куда сложнее и многограннее, чем-то, что мы видим сейчас», — отметил Волошин.
По словам эксперта, вузовские программы часто отстают от реальности. Он объяснил, что заказчиком образования сегодня выступает государство. Оно же выставляет требования, следит за результатом. Но к потребностям бизнеса все это часто не имеет отношения. На выходе мы получаем специалистов, которые не нужны рынку.
«Если вы твердо решили стать программистом, поступая в вуз по профилю, вы уже должны думать о том, где будете доучиваться и где подрабатывать», — считает он.
С доучиванием, по мнению Волошина, пока сложно. Государство в образование никого не пускает. «У меня онлайн-бизнес в области IT-образования. Мне нужно получить лицензию на оказание образовательных услуг, чтобы молодые люди, которые у меня учатся, получали налоговые вычеты, по окончании курса — документ установленного государственного образца, который почему-то многими ценится. Но для этого мне нужно завести библиотеку. То есть, онлайн-школа должна физически иметь библиотеку, спортзал, кабинет врача, понимаете?» — недоумевает эксперт.
Вот и получается, что коммерческий сектор, который заточен под индустрию — предлагает учебные программы, составленные совместно с предприятиями, стажировки, решение реальных задач в рамках учебных проектов, — у нас не слишком развит.
«С другой стороны, рынок IT-образования очень молодой. В отличие от Запада, у нас нет института репутации, какой-то более или менее внятной оценки качества обучения. Конечно, даже в курсах «Кодинг для чайников», ничего плохого нет. Вас же там не курить научат, а программировать. Другое дело, что при всем многообразии сложно понять, какие курсы действительно чего-то стоят и подойдут именно вам», — заметил эксперт.
Волошин согласился, что закончить вуз недостаточно, чтобы стать толковым программистом. Пройти курсы для начинающих и получить сертификат — тем более.
«Мы вообще не привыкли думать о себе в плане образования, и искренне считаем, что за нас об этом должно позаботиться государство, причем, бесплатно. Искать курсы, стажировки, договариваться с наставниками — у нас эта культура, к сожалению, не развита. В результате, мы сильно удивляемся, что вузовский диплом не гарантирует трудоустройства», — заметил собеседник «Росбалта».
Он убежден: начинать заботиться о своем профессиональном будущем нужно уже с третьего курса. «Начинающий программист должен любыми правдами и неправдами стремиться получить практический опыт в рамках реальных проектов. Ребятам, которые начинают гнуть пальцы и говорить о зарплате от ста тысяч рублей, устроиться сложновато. Но если вы понимаете свой уровень и не выпендриваетесь, готовы начать работать за символическую плату, со стажировкой не будет проблем. Всем компаниям нужны падаваны, но многие сталкиваются с тем, что студенты-айтишники себя неадекватно оценивают», — заметил Волошин.
Кстати, что касается индийских айтишников, по мнению экспертов, проблема там вовсе не в переизбытке кадров. Сегодня, по информации СМИ, в Индии уже кодит около четырех миллионов человек. Однако многие из них были заточены под простейшие программы и даже до среднего уровня не дотягивают. Отсюда и вывод: хочешь быть востребованным — будь лучшим.
Анна Семенец