Нерабочий апрель не только вынудил россиян экономить, но и заметно изменил традиционную структуру потребления. Расходы на товары и услуги за месяц сократились почти на треть по сравнению с апрелем прошлого года, пишет РБК со ссылкой на экспертов Сбербанка.
Сильнее всего от введенных в связи с пандемией ограничений пострадала сфера услуг. Траты на путешествия россияне урезали почти на 98%, на проживание в гостиницах — на 96%, на авиабилеты — на 95%, на салоны красоты — на 86%, на спорт — на 80%, на развлечения и кафе — около 70%. Очевидно, что именно эти отрасли начнут банкротиться первыми.
По словам председателя комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей Сергея Шпилько, уже в конце апреля представители почти половины туристических компаний заявили, что перестали выплачивать сотрудникам зарплаты. Финансовой поддержкой от государства смогли воспользоваться только 2% предприятий в отрасли.
Из-за вынужденного простоя в ближайшие месяцы могут закрыться почти 70% мебельных производств. Запаса финансовой прочности хватит максимум на полтора месяца, заявили в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Несмотря на поддержку со стороны государства, в стадии банкротства уже находится часть девелоперов. Точное их количество не называется, однако, по данным заместителя гендиректора Фонда защиты прав дольщиков Алексея Ниденса, эти компании строят больше двух тысяч многоквартирных домов, в которые уже вложились больше 100 тысяч дольщиков. Вероятнее всего, речь идет о мелких и средних игроках на рынке недвижимости, которые текущий коронакризис не переживут. Очевидно, достраивать их дома будут государственные структуры — за счет бюджета.
Как заявил «Росбалту» директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, от коронакризиса пострадают все. «Отличие сегодняшнего кризиса от кризиса 2008—2009 годов заключается в том, что тогда был финансовый банковский долговой кризис. То есть, проблемы, грубо говоря, были у банков. Сегодня кризис народный, кризис спроса и предложения. Практически во всех отраслях спрос резко упал. Это и мебель, и промышленность, и сельское хозяйство, и строительство. В период падения спроса естественно падает и объем предложения. Сейчас эта история усугубляется еще и тем, что многие предприятия в разных отраслях в принципе остановлены», — отметил собеседник агентства.
Конечно, разные отрасли реагируют на сложившуюся ситуацию абсолютно по-разному. «В промышленности, строительстве, торговле ситуация не такая критичная. Металлургические заводы, обувные фабрики, продуктовые магазины как работали, так и работают. Единственная проблема — спрос. И вот в этот момент многие компании начинают резать зарплаты и штаты. Чаще всего работников не сокращают совсем, но выводят их в административные отпуска, снижают оплату труда. И люди на это идут, по сути — становясь на неопределенный срок трудоустроенными безработными. Таких будет все больше. Ситуация на рынке занятости складывается очень тяжелая. А это опять же бьет по спросу», — объяснил Остапкович.
Больше всего, по мнению эксперта, коронакризис ударит по сфере услуг: от персональных до транспортных. Практически обнулится вся хорека — отели, рестораны, кафе. Спад деловой активности приведет к заметному сокращению пассажиров и грузов. «Конечно, часть бизнесов в этих сферах закроется и не выживет. Но на их место встанут другие: придут новые менеджеры с новым капиталом. Нужно только дождаться восстановления», — считает он.
«Авиакомпании вроде „Аэрофлота“, которые получают субсидированные правительством кредиты, бюджетные деньги, потеряют в объеме перевозок, но выживут. А вот частные компании могут начать банкротиться. Вероятнее всего, их просто поглотят более сильные, заручившиеся поддержкой правительства. Такая же ситуация произойдет и в реальном секторе: сильные компании начнут скупать слабые. Укрупнение и огосударствление прокатится по всем отраслям. Частный бизнес у нас и так составляет 30-40%, по оценкам ФАС. После коронакризиса их станет еще меньше. Как правило, такие процессы сопровождаются ростом цен на товары и услуги. Ведь основной фактор, который влияет на цены, — конкуренция. Когда она начинает сокращаться, монополисты могут позволить себе задирать любые цены. То есть: и авиабилеты, и мебель потенциально могут подорожать», — отметил Остапкович.
Но дефицита, по словам эксперта, не будет. «Так, наряду с банкротством мебельных фабрик значительно уменьшится и спрос на их продукцию просто потому, что у людей не будет средств на такие покупки. Соответственно, особого дефицита россияне не заметят, и цены производители тоже вряд ли поднимут. В крайнем случае, если на российском рынке будет проблема с предложением, к нам поедет импорт», — полагает Остапкович. Поэтому единственный дефицит, который нам грозит — дефицит денег, считает эксперт.
Анна Семенец