Она проникает не только в личную жизнь, гораздо глубже — в душу, но при этом её ни разу не назвали папарацци. Скандальное фото — не её профиль, скорее, психологический портрет или целая история жизни в одном снимке. Ляля Кузнецова живёт в Казани, работает по всему земному шару. Ещё не стихли споры вокруг её «Цыган», а на форуме культурных пересечений уже открылась новая выставка «По ту сторону Бухары».
Цыгане, узбеки, евреи — эти люди впустили ее в свою жизнь. Только для нее они распахнули двери в свой мир, свой быт и дом.
По словам Людмилы Петрушевской, прозаика, эта женщина обладает удивительным, потрясающим талантом быть незаметной и снимать жизнь такой, какая она есть.
Ее фотографии потрясают Нью-Йорк, Берлин и Париж. Мировая слава пришла к ней благодаря пронзительным и грустным снимкам цыган. Она завоевала гран-при Парижской Фотобиеннале и приз Международного фонда документальной фотографии Mother Jones. Далее снимала в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и России — там, где пересекаются культуры.
Владимир Баринов, фотограф, считает, что Ляля, как индикатор времени, абсолютно четко отразила это в своих работах. В ее работах есть стихия, свойственная Ляле. Это то, что ей дано — ощущение пространства, времени, людей.
«По ту сторону Бухары» — серия фотографий о евреях Узбекистана. Новые серии, новые лица, новые формы. Но в центре внимания художника по-прежнему люди.
Сама Ляля Кузнецова говорит: «У меня нет такого разделения — цыгане, евреи или кто-то еще. У меня просто есть люди. Люди и любовь».
«В 1993 году я попала в Самарканд и увидела праздник — 150 лет Еврейской Махалле. У меня это запало в душу и мне так хотелось вернуться туда», — рассказывает Ляля Кузнецова, фотограф.
Вернуться сразу не получилось. Шла съемка «Цыган». Когда же появилось свободное время, евреи уже уехали. Идея сделать серию об их жизни не давала Ляле покоя. И вдруг представилась возможность. На сборы 2 дня. Нужно было решить множество вопросов и найти деньги. Но в последний момент все получилось.
Бухарские евреи (их осталось чуть более 300-т человек) впустили в свою жизнь эту удивительную, тонко чувствующую женщину. Теперь она доносит до нас то, что сама увидела, поняла, пропустила через себя.
Ляля никогда не училась профессиональному мастерству фотографа. Ее работы — снимки души. Увидела, почувствовала, интуиция сказала «да», щелчок. В итоге — удивительные моменты жизни, сохраненные на пленке.
Ляля Кузнецова считает, что женщина всегда снимает сердцем.
Так, как Ляля, сейчас никто не снимает. Один популярный фотограф сказал: это ее собственное направление, в ней нет гордыни, нет тщеславия, она ровно дышит, она ищет, она мастер. Сегодня нет понятия великой российской фотографии. Ляля дает надежду, что когда-нибудь так будет.
Лариса Панкратова, фотограф-художник, убеждена, что Ляля — гениальный фотограф, это явление в нашей культуре. И это счастье, что Москва, наконец, узнает о ней. За границей она известнее.
Фотография спасла ее в сложный момент жизни и поставила на ноги. Точнее дала новую дорогу. Болезнь мужа когда-то стала для Ляли большим потрясением. Ей казалось, что их любовь победит все, но она проиграла. Оставшись одна с пятилетним ребенком на руках, Ляля спасалась физическим трудом. А потом вдруг в ее руках оказался фотоаппарат, причем чужой. И она начала снимать.