В Московском художественном театре тройной юбилей: знаменитому спектаклю «Амадей» исполнилось 25 лет, ровно столько же выходит на сцену в роли Сальери Олег Табаков, и, наконец, 10 лет блистает в роли Моцарта Сергей Безруков.
Моцарт неспокоен — знает, ему опять недолго осталось — сегодня он падет жертвой зависти на сцене Московского художественного в 341 раз. В зрительном зале как всегда аншлаг, многие пришли на «Амадея» не в первый и даже не во второй раз. Словно магнит людей уже четверть века притягивает трагическая история — нет, не Моцарта, — Сальери в удивительном исполнении Олега Табакова. Вот ведь жил себе талантливый человек, работал на высокой должности и приличном окладе, а влетел в его жизнь пританцовывающий юнец с гениальными способностями — и все кончилось.
— Господи, что это? Откуда эта потребность звука, потребность, которую невозможно утолить, падре? Отец мой, может, ты это ниспослал нам?
Олег Табаков, художественный руководитель МХТ им. Чехова:
— Это, по сути дела, история огромного таланта и того, какие муки он доставляет талантам поменьше. Терпишь, терпишь от таких Моцартов и уж в какой-то момент сорвешься.
Своим рождением «Амадей» обязан целому созвездию замечательных людей: Олег Ефремов 25 лет назад согласился на предложение малоизвестного тогда режиссера Марка Розовского поставить пьесу Питера Шеффера, а на главную роль — Сольери — утвердил Олега Табаков; художник Алла Коженкова в условиях абсолютного безденежья умудрилась создать такие шикарные декорации и костюмы, что они украшали спектакль добрых 20 лет, пока не истлели, и хоть их обновили, дух постановки ничуть не изменился.
Алла Коженкова, художник спектакля:
— Я была на премьере, а потом, когда я обновляла костюмы, пришла через 20 лет посмотреть спектакль — было все то же самое: битком набитый зал, с замиранием сердца смотрят, в конце овации. Уже не знаю, который по счету был задушен несчастный Моцарт.
Несчастного Моцарта играет уже четвертый по счету актер — Сергей Безруков.
— А у вас замечательная музыкальная память.
— Ну, чего тут запоминать!
Роль Амадея Безруков исполняет уже 10 лет, но шел он к ней гораздо дольше.
Сергей Безруков, народный артист России:
— Я в этом спектакле играл маленькую роль, когда еще был студентом — я играл маленького ветерка Вентичелли. Слова есть, но ролька маленькая, а там по сцене ходит артист — тогда Мишка Ефремов играл. Надо же Миша играет Моцарта! Эх, кабы мне бы сыграть!
Плох тот ветерок, который сейчас, сидя в гримерной, не мечтает о роли Амадея, поскольку и актеры Московского художественного, и, главное, зрители уверены — этот спектакль ждет еще не один юбилей. Правда, никто не мечтает о роли Сальери — он один единственный — Олег Павлович Табаков – Сальери с душой Моцарта.