Юбилей с киношным размахом отмечает в этом году знаменитый российский «Мосфильм». Сегодня это — крупнейшая в Европе «кузница» фильмов и сериалов, а когда-то это были две частные кинофабрики Ханжонкова и Ермольева. Их национализировали, объединили и передали Всероссийскому фотокиноотделу. В 1950-е на «Мосфильме» одновременно делалось до 30 картин. Сегодня – около сотни. О 85-летнем юбилее и не только – в сюжете Натальи Давыдченко.
Сначала это была «Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября», затем «Москинокомбинат» и только потом «Мосфильм» — маленький город под названием «кино». Это не только съемочные павильоны, операторы, актеры, но и свои пожарные и сантехники. Именно здесь рождается более сотни картин в год, а это, ни много ни мало, 80% от всей российской кинопродукции. Теперь должно появиться в два раза больше лент. К юбилею «мосфильмовцы» подарили себе новые монтажные, студии шумового озвучивания и перезаписи.
Как гирлянда на новогодней елке светится пульт Виктора Шелякина. С мелькающими диаграммами он дружит безоглядно. На этой консоли кино приобретает голос. Здесь могут работать сразу два режиссера и из 400 самых разнообразных звуков создавать всего 6 звуковых дорожек, которые слышат зрители во время киносеанса.
Новый фильм Федора Бондарчука «Обитаемый остров». На этом пульте вместо трех месяцев его звук можно собрать за полтора, а в единственном на всю Россию и СНГ современном гримерном цехе пряди волос превращаются в элегантные парики, бакенбарды, усы. Новое техническое оборудование помогает не только делать современное кино, но и реставрировать любимые советские киноленты.
По словам главного инженера киноконцерна «Мосфильм» Игоря Богдасарова, в этом году цифровым способом были отреставрированы 2 картины: «Зеркало» Тарковского и «Курьер» Шахназарова. Картина «Спартак» делалась 2 года, добавил Богдасаров.
Комплекс светокоррекции позволяет изменять не только формат кадра, но и цветовую гамму, таким образом кадр становится более насыщенным и глубоким. Например, на экране – день, героини прекрасно освещены. Простое нажатие кнопки – и мы видим ночь.
«Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля – «Мосфильм» в особом представлении не нуждается. Знаменитая эмблема появилась в 1947 году в киноленте «Весна» Григория Александрова. История же киноконцерна началась в 1923 году, когда был выпущен первый полнометражный фильм «На крыльях ввысь». За 85-летнюю киножизнь здесь родилось более 2,5 тысяч фильмов. Многие из них вошли в золотой фонд мирового киноискусства.
В мосфильмовских декорациях снимали знаменитую речь Сталина на параде 1941 года, а также вручную собирали Mercedes Benz – точную копию немецкого оригинала. Любимец Штирлица стал героем 7 картин. «Мосфильм» выжил в 1990-е, когда в год вместо 30 снималось по одной картине, а по павильонам бродили бездомные собаки. Сегодня это рыночное предприятие кризиса не страшится.
Как заверил генеральный директор «Мосфильма», кинорежиссер Карен Шахназаров, даже сейчас, когда ощущается общий спад в кино, на «Мосфильме» все чувствуют себя достаточно уверенно и никаких сокращений не происходит.
К юбилею Карен Шахназаров снял осовремененную чеховскую «Палату №6». Для всех поклонников советско-российского кино выпустил сборник 10 лучших литературных сценариев без цензуры и правки. Писатели или их родственники получили заслуженные гонорары.
«Это небольшие деньги – по 10-12 тысяч рублей. Но ведь другое дело, что эти сценарии лежали годами без движения и, конечно, не приносили никаких денег», — сказал директор издательства «Художественная литература» Георгий Пряхин.
Рубиновая звезда горит, а вот скульптуры Мухиной уже нет. Но не на эмблеме «Мосфильма». В павильонах кричат «мотор», а на кинопроекторах крутится пленка. Кадры жизни, ставшие настоящей историей большого кино.