Знаменательную дату в истории российского киноискусства отмечают сегодня любители анимации: выдающему мастеру Федору Хитруку исполняется 90 лет. Свой день рождения он намерен провести вне Москвы, в кругу родных и близких. Однако его юбилей широко отмечают газеты, радио, телевидение, в том числе, канал «Культура», подготовивший к дате специальную программу. А 4 мая в Центральном Доме искусств состоится торжественный вечер, посвященный мастеру.
Трудно переоценить значение творчества Федора Савельевича в истории отечественной и мировой мультипликации, которой он посвятил всю жизнь (исключение составляют лишь годы Великой Отечественной войны, когда Хитрук добровольцем пошел на фронт, а в Москву вернулся уже после Победы). Свой творческий путь в искусстве Хитрук начал в 1937 году на студии «Союзмультфильм» и как художник участвовал там в создании более 200 рисованных фильмов. Его блестящий режиссерский дебют — фильм «История одного преступления» (1962)принесли автору мировое признание и множество наград. Следуя лучшим традициям отечественной мультипликации, он вместе с тем выступил и как художник-новатор, стремящийся обогатить ее новыми изобразительными приемами.
«Анимация, в прошлом искусство чисто зрелищное, становится все более интеллектуальным, а многие темы и проблемы, считавшиеся привилегией игрового и документального кино успешно реализуется сейчас аниматорами. Я уверен, что возможности этого вида кино практически неисчерпаемы», — сказал в интервью ИТАР-ТАСС Хитрук. Он является постановщиком таких фильмов, как социальная сатира на чиновников-бюрократов «Человек в рамке», философская притча «Остров» об одиночестве человека в современном мире, фильм-биография «Юноша Фридрих Энгельс», основанный на рисунках и письмах молодого Энгельса, пародийная лента «Фильм, фильм, фильм!», антивоенная картина «Лев и бык».
В иной манере Хитрук снимает картины, адресованные в первую очередь детям. Это «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», а также картины о приключениях Винни Пуха и его друзей. По словам режиссера, в этих добрых забавных лентах он стремился возбудить в детях самые светлые и благородные чувства — любовь, сострадание, взаимопомощь, активное неприятие всякого рода зла и насилия. На фильмах Хитрука, неизменно пользующихся огромной популярностью, было воспитано не одно поколение зрителей.