Неожиданный балетный эксперимент представлен сегодня в конкурсной афише фестиваля «Золотая маска». Это российско-американский проект «Диана Вишнева: красота в движении». Прима Мариинки, блистательная классическая балерина демонстрирует безграничные возможности современного танца. В постановках Алексея Ратманского, Мозеса Пендлтона и Дуайта Родена Вишнева создает яркие, неповторимые образы. Еще одна конкурсная работа – классический шедевр Петипа «Корсар» в исполнении Пермского театра оперы и балета – будет показана сегодня. Рассказывают «Новости кульутры».
Пермский «Корсар» обживает сцену Большого. У пермяков есть всего один день, чтобы смонтировать декорации, провести музыкальную репетицию и не потеряться в коридорах Большого. «Самоем сложное будет, конечно, проведение этого спектакля. Другая сцена, другой зал, другая публика», – говорит художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян.
У дирижера Александра Анисимова уже есть «Золотая маска» за оперу. Теперь он представлен в балетной номинации. В отличии от своих коллег по цеху, маэстро не мучил балетных ультиматумами, музыкальные темпы не менял, собственные аранжировки не делал. «Мы постарались найти консенсус. Постарались найти общий язык, который удовлетворял меня как музыканта и дирижера и который был приемлем для их трудной профессии», – поясняет дирижер Пермского театра оперы и балета Александр Анисимов.
Премьерой «Корсара» Наталья Моисеева отметила свой двадцатый сезон. Теперь ее Медора претендует на «Золотую маску». Для этой партии балерине пришлось отказаться от привычного амплуа инженю. «Когда танцует Па-де-де – это что-то величественное, раб перед ней преклоняется. У меня всегда складывалось такое мнение , что я никак не подхожу на эту партию Величия мне занимать и занимать», – замечает балета Пермского академического театра Наталья Моисеева.
А на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко можно увидеть «Красоту в движении». Год назад Диана Вишнева представила свой спектакль в Москве, и вот теперь она снова здесь. В апреле 2008 года балерина получила травму и вернулась в проект лишь осенью. Только две недели назад «Красоту в движении» увидел Мариинский. «С возвратом Дианы на сцену мы решили возобновить переговоры с Мариинским театром о возможном показе и лицензировании этого спектакля. Сегодня спектакль вошел в репертуар Мариинского театра», – говорит автор проекта Сергей Данилян.
В этом проекте представлено три балета, в том числе и гротескно-комедийный «Лунный Пьеро» Ратманского. Балерина долго не соглашалась на эту постановку. Ее пугала музыка Шенберга. Танцевать под песнопения, казалось, невозможно. «Шенберг так написал это произведение, что все нотки зачеркнуты. Каждая певица, в некотором роде, является композитором, каждый раз создавая в определенных рамках свою музыку, свою мелодию», – рассказывает солистка Мариинского театра Елена Соммер.
Теперь «Лунный Пьеро» всегда идет под пристальным вниманием хореографа. Спектакль, как трансформер, постоянно меняется. «Этот балет включает так много мелких деталей, которые зритель не видит, что он живет очень разной жизнью. Каждый спектакль совершенно не похож на предыдущий», – поясняет хореограф Алексей Ратманский.
На этот раз в постановку экстренно ввели новых исполнителей. Ислом Баймурадов разучил партию Пьеро за десять дней. Под знаком Пьеро у него проходит весь этот год. Он танцует сразу в трех постановках. Это «Фея кукол», фокинский «Карнавал» и вот теперь еще «Лунный Пьеро» Ратманского. «Он очень грустный, вечно потерянный, его никто не любит. А здесь Пьеро иногда грустный, иногда коварный, он даже пытается убивать», – говорит Ислом Баймурадов.
Шляпку из бисера и бус в театре в шутку называют люстрой. Без помощи костюмера с ней не справиться. Диана Вишнева наденет ее, когда будет танцевать номер Пендлтона – автора спектакля «Из любви к женщине». Впрочем, не только это. Кроме того, зрителей ждут фокусы со светящимися руками и танцы на зеркале, где бесконечно множатся отражения балерины, которая утверждает красоту в движении.