Это частное собрание русских икон — не самое большое в мире, однако единственное, увидеть которое может любой желающий. Его стоимость — сотни тысяч долларов, но ни один из экспонатов никогда не будет выставлен на аукцион, обещает основатель Фонда «Частный музей русской иконы» коллекционер Михаил Абрамов. 5 лет назад предприниматель сделал свою личную коллекцию первым в Москве музеем русской иконы.
«С самого начала мне хотелось иметь дома икону архангела Михаила. Меня ведь зовут Михаилом. И вот эта икона XVI века была первой. Дальше приобрел еще одного архангела Михаила, потом еще одного, потом стал общаться уже с научными людьми, интересоваться этим», — рассказывает свою историю Михаил Абрамов.
Новоиспеченным музеем уже заинтересовались сотрудники Третьяковской галереи. Ведь именно в ней хранятся самые значительные памятники древнерусского зодчества. Михаилу Абрамову удалось привлечь работников галереи в свой экспертный совет. Вскоре собрание оценил и Пушкинский музей, и пригласил поучаствовать в выставке. Сегодня в фонде музея — 700 икон со всех уголков России. Из Пскова, Новгорода. Творения иконописцев Оружейной палаты и даже самого Симона Ушакова, который расписывал Успенский собор.
«Вот икона последней четверти XVIII века с образом Богоматери Владимирской. Она явно исполнена в подражание живописи XVII века, как раз в духе школы Оружейной палаты. А рядом с ней памятник XVI века. Он выглядит абсолютно по-другому. Система личного письма, построение пространства — большое количество особенностей «, — демонстрирует экспозицию Анна Иванникова, заведующая Фондом «Частный музей Русской иконы».
Это самая древняя икона собрания. XIV век. Лик Николы Мирликийского из деисусного чина маленькой церквушки в Карелии. Храм был разрушен столетия назад, а из иконостаса сохранилось всего три образа. В России остался лишь этот. Остальные — у западных коллекционеров. «На этой территории к образу Николы было настолько большое почитание. Несмотря на то, что он из деисусного чина, у него образ фронтальный, то есть он стоит и смотрит на вас. А по всем правилам деисусного чина, он должен стоять вполоборота и смотреть на Иисуса Христа», — поясняет Михаил Абрамов.
Прежде, чем попасть в экспозицию, икона часто нуждается в реставрации. Восстанавливают тут же — в собственной мастерской. Бывает, при реставрации под одной иконой находят совсем другую — более древнюю. В этом случае долго спорили, какую оставлять. Сошлись на компромиссе.
Музейная реставрация тем и отличается, что все трещинки и изъяны должны быть законсервированы. Например, на этом образе остались гвоздики от басмы — оклада из тонкой фольги. Их решили не вынимать. «В принципе, можно, но от этого больше пострадает то, что вокруг них. Которые торчат – вынимаются. А так, лучше создадут атмосферу», — поведал секреты мастерства реставратор Дмитрий Нагаев.
В конце этого года частный Музей иконы переедет в новое здание в центре Москвы. В планах — наладить сотрудничество с другими частными коллекционерами и совместно провести в залах музея большую выставку древнерусского искусства.