В Москве состоялось премьера ледового шоу «Щелкунчик»

25 декабря 2016 | Рубрика: Культура

Какая сказка самая новогодняя? Конечно, «Щелкунчик»! Вот гениальное творение гениальных людей — ледовое шоу по сказке Гофмана.

Создатель «Щелкунчика» немец Эрнст Теодор Гофман был не только писателем, но еще художником и композитором. Кстати, говорят, музыку он сочинял не менее талантливо, чем сказки. Правда, под псевдонимом Иоганн Крейслер. А вот принц из его рождественской истории перешел с книжных страниц в нотные записи, благодаря русскому композитору. И как Гофман вряд ли предполагал, что его «Щелкунчик» станет одним из самых знаменитых балетов, так Чайковский едва ли представлял себе, что его балет может превратиться в мюзикл.

По словам режиссера Нины Чусовой, на льду все немного изменено под хореографию, поскольку она диктует иные условия, другой подход ко всему: и музыкальному материалу, и к сказке Гофмана.

Нина Чусова — режиссер театральный, для нее это первое ледовое шоу. Она сама писала сценарий, поставив перед собой сверхзадачу — сделать праздник. На практике это означало: соединить скользящий на гране полета танец в постановке Татьяны Тарасовой с драмой — сюжетом сказки Гофмана.

«Время очень тяжелое, — говорит Нина Чурсова. — Ощущение, что это год из бесконечных потрясений. Люди устали. И хочется, чтобы 11000 людей попали в праздник, чтобы никто даже в дальних рядах не был обделен. Вот почему у нас возникла мысль о таких громадных декорациях. Люди — отчасти дети и видят глазами ребенка», — уверена режиссер.

Так на сцене появился целый квартал Амстердама. А в нем торт, начиненный мышами, пятиметровые вальсирующие свечи, роскошная карета с лошадьми, высокие резные кровати и необъятная елка. От всего этого веет счастьем, теплом и уютом.

Оригинальные декорации спроектировали и изготовили в Бельгии. Сценографическая концепция шоу работает на 360 градусов. Так что «боковых» или «неудачных» мест в зале нет.

«У нас не декорации, а объект. Мы не делаем «якобы театр». Театр рождается здесь, сейчас, на глазах у зрителя, — рассказывает режиссер Нина Чурсова. — Это очень рискованно, так как диктует определенное существование фигуристов. Они не могут стоять на месте и не могут долго смотреть в одну точку. Они должны постоянно находиться в движении и при этом существовать в рамках сюжета».

Как рассказал фигурист Константи Гаврин, когда появился дом, который висит сзади, то возникли сложности. Пришлось менять «рисунок».

Строительством сказочного города руководил многократный лауреат высшей театральной премии России «Золотая Маска», художник-постановщик Зиновий Марголин. Во сколько обошлись бельгийские декорации, не говорит.

«Главная задача – чтобы дети, кроме того, что услышали эту музыку, понимали, о чем идет речь: кто эти дети, кто такой Дроссельмейер, кто такие эти куклы, как они оживают. Дети должны понимать историю, иначе они будут сидеть и скучать. Это самая большая проблема для любого детского спектакля», — считает художник-постановщик Зиновий Марголин.

Говорят же: сделать хороший детский спектакль под силу лишь сильнейшим мастерам. Новогоднее представление объединило лучших из лучших. Алексей Иващенко специально к спектаклю написал тексты песен, превратив ледовый балет в ледовый мюзикл.

«Сначала думали написать 1-2 песни. Потом еще. Так получилась дополнительная сюжетная линия, выраженная в стихах и музыке», — рассказывает режиссер Нина Чусова.

Сама история серьезно сокращена и упрощена, чтобы не утомлять маленьких зрителей. И все же музыкальный продюсер Сергей Чекрыжов, адаптируя сочинение Чайковского для шоу, постарался сохранить привычное звучание симфонического оркестра.

«Мы не делали специальных аранжировок. Задача была усложнена постановщиком самому себе: не портить музыку Чайковского, не добавлять ничего, а использовать то, что есть. И современное мышление на классику ложится. Потому что Чайковский создал настоящие хиты», — утверждает Нина Чурсова.

Артистов отбирала лично Татьяна Тарасова. На участие в конкурсе поступило более 300 заявок от профессиональных фигуристов из России и из-за рубежа. Из них отобрали 32 человека. В процессе кастинга мнения хореографа и режиссера по поводу исполнителей удивительным образом совпадали. Главные партии достались Елене Йованович и Константину Гаврину.

«Для меня это вторая попытка работать под музыку Чайковского. Это сложно. Музыка сильная. Чтобы сочетаться с ней, нужно достойно кататься. Это красиво, но нелегко», — делится впечатлениями фигуристка Елена Йованович.

Артисты признаются: их любимая мизансцена — проезд в карете по арене стадиона.

Фееричность зрелищу придают 200 костюмов, которые артисты меняют по ходу спектакля. Все фигуристы, кроме, конечно, солистов, задействованы в нескольких ролях.

«У нас есть quick change — быстрые переодевания. Фигуристы должны из облика ребенка за 10 секунд превратиться в мышь. Это очень сложно», — говорит Нина Чурсова.

Помимо фокусов с переодеванием и сложных спортивных элементов всем фигуристам приходится выполнять еще и полноценную сценическую работу: проговаривать текст и даже петь. Так что для мастеров спорта «Щелкунчик» стал школой мастерства актерского.

Режиссер Нина Чусова утверждает, что фигуристам трудно очень передавать чувства, выражать эмоции. Они обычно выходят на один номер, существуют несколько минут. А здесь нужно в течение часа «тащить» за собой фабулу, сюжет. Это тоже была интересная задача – объяснить им суть актерской профессии, чтобы они полюбили это. И им понравилось.

Для феи красочного действа, тренера Татьяны Тарасовой, это первая постановка подобного масштаба, но не первая встреча с Чайковским. Она уже устраивала на льду пробуждение «Спящей красавицы» — одно из трех творений Мариуса Петипа на музыку русского композитора. Великий балетмейстер, наверное, потерял бы дар речи, узнав, что пуанты в его произведении однажды заменят коньками. Но если за дело берется профессионал, в успехе сомневаться не приходится.

Фигуристка Елена Йованович очень рада сотрудничеству с Тарасовой. Говорит, это большой профессионал. Очень эмоциональный сильный человек.

А по словам фигуриста Константина Гаврина, стоит только услышать голос Тарасовой, как сразу прибавляются силы.

Сама же Татьяна Тарасова, заслуженный тренер России, «довольна, что ее пригласили работать в таком интересном коллективе. Это получилось действительно для детей», — уверена она.

Этот тот случай, когда все сложилось: талант, профессионализм и желание сделать сказку. За две недели до начала проката было продано более 200 тысяч билетов. Из них почти четверть — через турагентства. Зрители ехали в Москву ради новогодней сказки. Волнения по поводу долгожданной премьеры позади. Впереди — туры по России, Европе и странам СНГ.

Все новости Москвы