Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Ильи Ильфа. Вместе с Евгением Петровым они составили блестящий писательский дуэт и вошли в историю как авторы книг о великом комбинаторе Остапе Бендере. Книгу «Двенадцать стульев» ждала очень странная судьба. Роман считался чересчур вольным, почти антисоветским, и при этом выходил огромными тиражами.
Александра Ильф знает своего отца только по фотографиям. Когда в 1937 году писатель умер от туберкулеза, ей исполнилось всего два года. Почти всю сознательную жизнь она пытается разгадать, так ли весел был в жизни автор самых смешных романов советского времени. «По-моему, он был сдержанный и очень ранимый», – считает Александра Ильф. Семейный архив долго хранил свои тайны. Только пять лет назад Александра поняла, что в конвертах лежат снимки, которые сделал сам Ильф.
Ильф оказался единственным фотографом, которому удалось снять, как взорвали Храм Христа Спасителя. Вообще Ильф с фотоаппаратом, без Петрова рядом вел себя совсем иначе, чем Ильф-писатель. В авангардистских снимках друзей нет никакой иронии. Ее он приберегал для романа, споры, о котором не утихают до сих пор. «Это проект, это политический проект», – убежден филолог Давид Фельдман. Он едет в Киев на конференцию по политической истории. За последние годы Фельдман изучил архивы Ильфа и Петрова, издал полный текст романа и увидел в нем большую политику. «Роман – результат очень серьезной работы в агитационно-пропагандистском отделе», – замечает ученый. Руководящую роль партии выдают детали.
Во всем романе точно указана только одна дата – 15 апреля 1927 года. На самом деле, в этот день на страницах газет бушевали политические страсти. Лев Троцкий открыто обвинил Иосифа Сталина в предательстве идеи мировой революции. Ответом генсека мог стать и роман «12 стульев». В любом случае там сказано, что в этот судьбоносный для Троцкого день ничего особенного не произошло.
«Ильф и Петров соответствовали проекту, который предложил самый главный проектировщик Советского Союза, – говорит Давид Фельдман, – но талант сильнее политической конъюнктуры. В силу этого таланта самым главным был Остап Бендер, который социализм строить не желал, а он был самым обаятельным героем».
Сегодня театре «Эрмитаж» готовятся к премьере спектакля по мотивам «Золотого теленка». Сатирический роман Ильфа и Петрова драматург Валерий Семеновский превратил в философскую пьесу о вечном возвращении с элементами постмодернизма. «Не знаю, насколько это будет удачно. Слава богу, спектакль смотрят не только театральные критики», – считает Валерий Семеновский. Примут ли зрители осовремененного и философского Остапа Бендера, станет ясно на премьере. Однако одно уже очевидно: «Заседание продолжается!».