Коллекция этого музея охватывает этап отечественной истории протяженностью более семи столетий. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает шестидесятилетие. Появился он по инициативе известного архитектора — реставратора Петра Барановского. Создание нового музея должно было предотвратить уничтожение архитектурного – ансамбля Спасо-Андронникова монастыря. Мировую известность музей приобрел благодаря ценному собранию иконописи XIII – XVII веков. Рассказывают «Новости культуры».
Новым выставкам – новое экспозиционное пространство. Монтажные работы — в самом разгаре. В новом зале музея имени Рублева будет представлен иконостас церкви Благовещенья Богородицы. Этот храм разрушили в средине прошлого столетия. Фрески Восточной стены чудом уцелели.
Наталья Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Эти фрески хранились в нашем музее очень много лет. И мы давно мечтали выставить их в полном комплексе. Этот памятник первой четверти XVIII века создан Ярославскими стенописцами того времени».
Коллекцию, в которую сегодня входит пятнадцать тысяч экспонатов, в музее имени Рублева собирали больше полувека. На момент образования, а это было в 1947 году, в фондах музея не было памятников русского искусства. Экспонаты принимали в дар, привозили из экспедиций. В отделе рукописной и старопечатной книги можно увидеть и крошечный молитвослов в одну 64-ю долю листа и огромный по сравнению с ним толковый псалтырь XIX века – тяжелое для реставраторов и по сложности и по весу произведение.
Лариса Алехина, заведующая сектором рукописной и старопечатной книги: «Мы не взвешивали. Но она весит, наверное, не меньше десяти килограммов».
К шестидесятилетию в музее обновили и расширили постоянные экспозиции и приготовили новые. На открывшейся сегодня выставке «Ступени мастерства» собраны иконы, которые попали в музей в 60-е. Во время экспедиций по русскому Северу сотрудники находили раритеты в заброшенных храмах и зернохранилищах. Многие произведения старых мастеров, казалось бы, были безвозвратно утрачены. Среди них и икона XVII века.
Геннадий Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Таких икон несколько — с житиями о Флоре и Лавре. Ну, не более пяти».
Собранные на выставке иконы – дипломные работы студентов факультета реставрации. Именно им в музее доверили подарить вторую жизнь самым сложным для реставраторов произведениям.