«Большой ложью» назвал недавние заявления российского премьера Владимира Путина по делу экс-главы ЮКОСа крупный международный адвокат, представитель интересов Михаила Ходорковского Роберт Амстердам.
Его публичные высказывания были неподобающими для главы правительства и лишь доказали, что у него есть личные мотивы в этом судебном деле, убежден защитник.
Подробный комментарий на эту тему он разместил в своем блоге, и в виде статьи этот текст был напечатан в газете The Huffington Post. Русский перевод опубликован в четверг на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
Амстердам пишет, что после «экспромта» Путина во время теледиалога с россиянами получил множество звонков и писем. В отличие от прошлых лет, в этом году даже те, кто настроен в умеренном проправительственном духе, не восприняли всерьез публичные обвинения Путина в адрес Ходорковского, отмечает адвокат.
Ситуацию Роберт Амстердам охарактеризовал так: «премьер крупной державы атакует российского гражданина, говоря вещи, которые, как это признано публично, являются вопиющей ложью, а мир с любопытством выслушивает и оставляет эту большую ложь без ответа», передает NEWSru.com.
Уже второй раз за две недели Путин отступил от сценария и внезапно эмоционально набросился на Ходорковского, напоминает адвокат. Отвечая на вопрос о том, когда экс-главу ЮКОСа выпустят на свободу, он буквально сорвался: «Никто не вспоминает, к сожалению, о том, что в местах лишения свободы находится один из руководителей службы безопасности компании ЮКОС. Вы что думаете, что он действовал по собственному усмотрению, на свой собственный страх и риск? У него не было конкретных интересов. Он не главный акционер в компании. Ясно, что он действовал в интересах и по указанию своих хозяев. А как действовал? Там только доказанных убийств – пять».
«Комментарии по телевидению оставляли впечатление, что это импровизация, и не думаю, что Владислав Сурков, Дмитрий Песков или кто-то еще имели возможность каким-то образом подретушировать это заявление», – отмечает Амстердам.
В своем комментарии он подчеркнул, что Ходорковский – не убийца, и ему никогда не предъявлялись обвинения в том, что он замешан в подобном насилии. «Клеветнические обвинения в кровавых делах – это Большая ложь Путина, и это последний ресурс обмана, к которому прибегает Кремль в периоды отчаяния», – заключает защитник.
Рассуждая о причинах столь резких выпадов в сторону Ходорковского, Роберт Амстердам склонен расценивать их как первую официальную реакцию на решение международного арбитражного суда о том, что акционеры ЮКОСа (помимо Ходорковского) могут возбудить дело против российского правительства в рамках положений Договора об Энергетической хартии и потребовать возмещения ущерба до 100 миллиардов долларов за незаконную экспроприацию крупнейшей и богатейшей в стране нефтяной компании.
«Это чистой воды предупреждение и угроза, которая больше подходит бандитам, – делает вывод адвокат. – Неприятный для власти факт широкого личного обогащения и государственной коррупции в результате кражи ЮКОСа делает любое обвинение в адрес Ходорковского подозрительным с самого начала. С таким же успехом его могли бы обвинить в поджоге Рейхстага».
Амстердам напомнил о реакции российского защитника Ходорковского в суде Вадима Клювганта. Тот указал, что есть вопросы, которых Путин как будто избегает: «Путина спросили: «Когда Вы отпустите Ходорковского?». Никаких поправочных комментариев к постановке вопроса Путин уже даже не делает, из чего следует, что он прекрасно осознает, что именно он и должен его отпустить».
Сам Ходорковский отреагировал на обвинения Путина прямо в зале суда, попросив обратить на это внимание: «Поскольку иного источника и иных средств у меня и у ЮКОСа, кроме нефти, добываемой ЮКОСом, сторона обвинения не обнаружила, то очевидно, что Владимиру Владимировичу известны некоторые обстоятельства, скрываемые от суда стороной обвинения и которые суду было бы небезынтересно узнать».
«Владимир Владимирович пояснил публично, что ему известно: деньги похищены не у лиц, которые являются потерпевшими по данному делу, а у иных лиц. И этим лицам они, по его указанию, возвращены в той или иной форме», – сказал он. (Напомним, по словам Путина, деньги ЮКОСа «когда-то эти деньги были украдены у народа, и надо отдать их напрямую этому самому народу». Он сказал, что средства были направлены на формирование фонда ЖКХ).
Ранее Ходорковский не раз говорил, что Путина необходимо вызвать в суд в качестве свидетеля по делу ЮКОСа.
В конце своего комментария Амстердам напомнил о смерти в СИЗО юриста ЮКОСа Сергея Магнитского и об отставке двоих судей Конституционного суда, имевших неосторожность высказать «независимое мнение». «Правовой нигилизм достиг небывало высокой точки, а правительство делает вид, что верит в то, что все системы работают без перебоев», – констатирует он.
Но поведение Путина при этом расценивается как «паника, демонстрирующая, что государственные преступники сомневаются в своей легитимности и очень боятся правовых последствий, которые возникнут после того, как этой несправедливости наступит конец», – пишет он в заключение.