Главное событие недели — согласованное главами Москвы и области расширение столицы за счет юго-западного сектора Подмосковья. Предложение революционное по своей сути, меняющее исторически сложившийся центростремительный принцип формирования города и открывающее невиданные доселе перспективы. Территория мегаполиса увеличится почти в 2,5 раза или на 144 тысячи га, расположенных между Киевским и Варшавским шоссе и замыкаемых Большим кольцом Московской железной дороги.
О том, что Москва задыхается в своих старых кольцах, известно давно. И о необходимости расширения уже думали прежде. Но его нынешний вариант принципиально иной. Что даст Москве и всему региону принятое решение выяснял Владимир Хуртин.
Ситуация странная и удивительная. Именно такие противоречивые чувства испытал специалист по рынку недвижимости Александр Пыпин, когда впервые услышал сногсшительную новость об изменении границ Москвы.
Александр Пыпин, эксперт по рынку недвижимости:
— Для рынка подобное известие, наверное, векового масштаба. Потому что никогда в своей истории Москва таким образом не расширялась. Обычно она, как эгоцентричный город, расширялась просто как воздушный шарик, надуваясь.
В этом отказе от концепции надувающегося до поры до времени шарика комментаторы и видят главный плюс небывалого для современной России проекта. Кольца, которые постепенно становятся удавкой, должны уступить место гораздо более рациональной планировке.
Дмитрий Савин, исполнительный директор Института комплексного развития территорий:
— Москва как радиально-концентрическая модель олицетворяет собой, в принципе, состояние всей России. Это когда улицы стремятся к Кремлю. Наверное, в идеологическом смысле это очень сильно, красиво. Но в практическом смысле это тупиковый путь развития.
Спасительный для Москвы прыжок через МКАД предсказывали многие эксперты. Но то, что он произойдет так скоро, оказалось сюрпризом. Один из главных авторов сенсации объясняет перемены желанием избавиться от сонма столичных проблем, корневая из которых перенаселенность.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Москва в своих действующих границах по плотности населения превышает все мыслимые пределы и «переплюнула» все столицы мира, к сожалению в отрицательном плане. В целом перегруженный город необходимо расширять.
«Паровозом» в этом деле должны стать государственные структуры. Решение о переезде администрации президента и правительства, парламента, судов и прокуратуры на просторы между Варшавкой и Киевским шоссе или по соседству с ними заместитель мэра Марат Хуснуллин называет колоссальным по значению фактором.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству:
— Решение о том, что переедут органы власти, оно вообще стратегическое, оно главное. Потому что это действительно тот магнит, который к себе должен притянуть.
По поручению мэра ведомство Хуснуллина должно подготовить техническое задание для международной концепции освоения новых земель Москвы. Сохранение «зеленого пояса», а ведь это 41% присоединяемой территории, и упор на средне- и малоэтажное строительство разумной плотности должны создать особую ауру новой Москвы. Плюс наделение будущих москвичей из нынешнего Подмосковья всеми преимуществами столичного статуса.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Мое личное мнение заключается в том, чтобы оставить им все те права, которые у них на сегодняшний день есть. Бюджеты в случае перехода в юрисдикцию Москвы не уменьшатся, а увеличатся. Это, как минимум, а как максимум — их жизнь должна улучшиться.
Владимир Хуртин, корреспондент:
— За эти несколько дней будущие очертания Москвы журналисты успели сравнить с замочной скважиной, силуэтом девчонки в сарафане с косичкой, даже с привидением, намекая, что туманно пока все и загадочно, но и жутко интересно. А один из серьезных экспертов образно сравнивает новые земли с языком, на котором расположились капли городов-офисов.
Идеолог Концепции развития Центрального федерального округа Игорь Меламед напрочь отметает предрассудок, что намеченные перемены — это только для москвичей. Изменения к лучшему произойдут на огромных сопредельных территориях. Новые транспортные потоки, не замкнутые на Москву, рабочие места, современная инфраструктура неизбежно подтолкнут развитие, как минимум, всей Центральной России. Изменения, скорее всего, произойдут не только на земле, но и поближе к облакам. Отправить чиновников в небо и освободить дороги от «мигалок», что может быть желаннее для рядовых водителей!
Игорь Меламед, генеральный директор Международного центра развития регионов:
— Мы беседовали тут как-то с американцами. Они говорят так: «Небо в Европе по сравнению с Америкой пустое. А у вас — безвоздушное пространство».
«Жаль будет «зарубить» такой проект», вздыхает эксперт. «Построить «с нуля» новый город с учетом сегодняшних возможностей — это же интереснейшая задача, колоссальный инновационный проект!» Ну что тут возразишь? Ведь, чистая правда!
Владимир Хуртин. «ТВ Центр».