17 июня на открытии Петербургского международного экономического форума президент РФ Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, «чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей», создав «столичный федеральный округ». Он дал соответствующее поручение мэру столицы Сергею Собянину и губернатору Подмосковья Борису Громову.
Идею тут же поддержала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, объяснив смысл расширения так: «Москве тесно в своих границах, Москва не может создать комфортные условия для проживания в силу перенаселенности… Москве нужны зеленые легкие, дальнейшее развитие».
Матвиенко, правда, не пояснила, как именно межевание земель и административно-бумажное включение этих «зеленых легких» в черту города скажется на экологии города. Между тем, понятно, что на разработку, согласование и утверждение новой градостроительной документации уйдет как минимум 2-3 года, а если учесть, что начать эту работу можно только после завершения юридической передачи территорий в Москву, то и все 4 года.
Пока же Москва растет только на словах чиновников. Объявленное Громовым и Собяниным в июле расширение границ мегаполиса в 2,4 раза за счет присоединения территории, ограниченной Большим кольцом МЖД, Варшавским и Киевским шоссе, на бумаге еще не зафиксировано. СМИ писали о некоем соглашении между Москвой и областью, которым эти территории вроде как закрепляются за столицей, однако в действительности это была другая договоренность двух регионов. Она касалась иных участков — по ней столица получала около 700 га по периметру — и явилась результатом идущего вот уже десятилетие уточнения границ субъектов.
Заявления губернаторов о юго-западном направлении прозвучали как раз в момент утверждения этого документа Советом Федерации, поэтому многие посчитали вопрос расширения Москвы на юго-запад решенным. Хотя по этим территориям в реальности не подписан ни один мало-мальски значимый документ, а президенту Дмитрию Медведеву были представлены только предложения.
Площадь планируемых к присоединению участков, которых обрамляют Большое кольцо МЖД, Варшавское и Киевское шоссе, составляет 144 тыс. га, на них проживают более 250 тыс. человек. Реализация проекта по расширению Москвы в нынешнем его виде порождает много дорого решаемых проблем — транспортных, экономических, социальных и организационных. Рассмотрим лишь некоторые, наиболее очевидные.
Во-первых, вместо обещанной Собяниным борьбы с пробками Москва получит еще один транспортный коллапс. Дело в том, что транспортная инфраструктура в присоединяемых землях неразвита: у Калужского шоссе очень маленькая пропускная способность и узкое «горло» на въезде в Москву. Радиальные автодороги вблизи участка, но находящиеся за его пределами — Киевское и Варшавское шоссе, трасса «Крым» — также не едут. Варшавское шоссе и так перегружено, т.к. проходит через центры Щербинки, Подольска и Климовска. Трасса «Крым» загружена, кроме того давно не реконструировалась. Киевское шоссе в скором будущем тоже «встанет» — из-за потока машин, едущих в/из аэропорта Внуково. Железных дорог же, связывающих 20-25 км замкадья с Москвой, попросту нет, а прокладывать их будет безумно сложно и дорого, ибо присоединяемый к Москве периметр плотно застроен.
Дополнительные $8 млрд — такова цена развития магистральной автотранспортной сети в новом городе с населением до 2-х млн. человек. Затрат, которых потребуют строительство новых дорог, ж/д сообщений, прокладка инженерной инфраструктуры, создание новой градостроительной документации, в бюджете на 2012 год, практически полностью сверстанном, не предусмотрено.
Во-вторых, строительство приведет к упадку сельского хозяйства замкадья и к еще большему удорожанию земель. На время строительства возникнет неразбериха в социальной, образовательной, медицинских сферах вплоть до путаницы со школами или поликлиниками. На время же строительства 250 тыс. человек на присоединяемой территории после утверждения границ лишатся медобслуживания, школ и проч. Людям, живущим там, придется вносить изменения в документы о собственности, прописке, страховке и т.д., не исключено, что за собственный счет.
Примечательно при этом, что большинство крупных городов — Подольск, Климовск, Щербинка и Апрелевка — в состав новой Москвы не войдут. Из муниципальных образований планируется передать полностью только одно — Троицк. Это означает, что социальные выплаты населению и деньги на строительство соцобъектов будут выпиливаться из московского бюджета.
Зато есть еще одна проблема: части Ленинского и Подольского районов в Москву не включены. Предлагаемая же делимитация границ четырех районов (а это около 20 муниципальных образований) потребует референдумов на территории с численностью около 900 тыс. человек и, соответственно, денег.
Наконец, межевание и описание границ, без чего невозможно принятие документов, потребует не только затрат, но и реорганизации органов власти и местного самоуправления. Следовательно, решение всех вопросов и проблем будет тормозиться еще сильнее.