Известные российские правозащитники вышли в центр Москвы с акцией против «закона садистов» — этот документ дает право сотрудникам учреждений ФСИН использовать физическую силу против заключенных, которые не выполняют режима.
ФОТОРЕПОРТАЖ
С одиночными пикетами к зданию Государственной Думы вышли теперь уже член СПЧ, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев, лидер правозащитной фракции партии «Яблоко» Валерий Борщев, советский диссидент и экс-уполномоченный по правам человека Сергей Ковалев.
Закон был внесен в Госдуму 26 мая 2015 года Правительством, писал ранее Лев Пономерв в своем блоге.
«Суть закона в том, что он разрешает применять физическую силу и спецсредства (включая дубинки и электрошокеры) к заключенным не только в случаях угрозы физической безопасности сотрудникам или другим лицам (как это было раньше), но и, например, в любых случаях нарушения распорядка, то есть, по любому поводу.
Этот закон находился на экспертизе в Правительстве с сентября 2014 года. Правозащитники пытались его остановить. В итоге, без экспертизы Совета по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, этот закон внесен в Госдуму. Он может быть принят буквально в течение нескольких дней», — писал Пономарев.
На пикете он заявил журналистам: «Мы единственная страна в Европе, где убивают и насилуют заключённых». Он подчеркнул еще раз, что СПЧ не дал правовой оценки закона, и указал, что «правила внутреннего распорядка» — размытое понятие. Например, нарушение таких правил — лежать на кровати днем. «Хотим привлечь внимание, чтобы закон прошёл экспертизу официального государственного органа», — объяснил Пономарев свой пикет. По его словам, после рассмотрения СПЧ документ будет другим.
Сергей Ковалев также обратил внимание, что закон написан «хитро»: полномочия даются любому сотруднику, а что значит нарушение режима или неподчинение сотрудников, не уточняется. «Если заключенный отказывается снимать шапку перед сотрудником ФСИН — это неподчинение? Его можно бить дубинкой? Если вышел в тапочках на крыльцо, это нарушение режима, за которое можно карать электрошокером?» — недоумевает Ковалев.
Валерий Борщев обратил внимание, что закон противоречит международному праву, и высказал мнение, что не заключенные и правозащитники, а сама власть должна испугаться процессов, который происходят на зоне. «Они получат неподконтрольную структуру, которая будет использовать насилие», — констатировал Борщев.