– Так, плакат убираем, достаем паспорта. Кто тут у вас главный? – молодой человек в кожаной куртке, в очках и при галстуке, по-хозяйски оглядываясь, подошел к пикетчикам и стал раздавать указания. Люди с плакатами недоуменно переглянулись.
Вечером в понедельник у памятника Энгельсу напротив метро«Кропоткинская» состоялся пикет памяти жертв теракта в Беслане. Вспомнить погибших в школе осетинского городка пришли активисты коалиции«Другая Россия», движения«Смена» и просто граждане, пишет «Московский корреспондент».
Аналогичные акции проходят вот уже четыре года, в начале каждого сентября. В этот раз организаторы подали целых шесть заявок, однако согласовать с властями им удалось только три мероприятия. Прохожим раздавали брошюру«Правда Беслана». В ней рассказана история захвата детей и гибели заложников.
Представителей осетинской диаспоры, кстати, здесь на сей раз не оказалось. Их приглашали присоединиться к мероприятию, но осетины сослались на большую занятость в связи с проблемами в Южной Осетии.
Несвоевременные плакаты
Как ни странно, пикет вызвал повышенное внимание милиции. Сначала к организатору акции, Александру Тутаеву подошел сотрудник правоохранительных органов и настойчиво попросил убрать некоторые плакаты. Например:«Норд-Ост, Ту-154, Беслан. Кто следующий?»,«Хватит лжи, хватит крови! Хватит Путина!»,«Беслан повторится, если мы будем молчать».
– Это не соответствует заявленной тематике!
– Напрямую соответствует, — говорил Тутаев.
– Вы писали, что собираетесь почтить память, а не вот это.
– А кто отдавал приказ о расстреле школы с заложниками внутри?
На это милиционер не нашелся что ответить и отошел.
Надо сказать, эти же самые плакаты фигурировали и на прошлогоднем пикете. И в тот раз у милиции вопросов не возникло. Сейчас, выходит, так уже нельзя.
Сделали милость
Спустя некоторое время появился вышеупомянутый молодой человек. Ткнув под нос одному из активистов каким-то удостоверением, он перешел к угрозам. Сказал одному из пикетчиков:
– Сейчас тебя отвезут куда надо и расскажут, чего ты стоишь. Сейчас я позвоню куда надо, ОМОН вызову. А плакат уберешь.
И позвонил. Минут через десять подъехала машина с четырьмя милицейскими чиновниками. Старшим по званию был подполковник. Они стали звонить по мобильным, одновременно рассматривая пикетчиков и их инвентарь. Один парень в гражданском, прибывший с ними, снимал все до мельчайших подробностей на видеокамеру.
Люди продолжали стоять. Кто-то стал просить немногочисленную прессу зафиксировать задержание, если события примут подобный оборот.
На этот раз все обошлось. Милиция отозвала Тутаева, о чем-то с ним побеседовала. Время заявленного пикета как раз подошло к концу.
– Ну все, больше мы ОМОН ждать не будем, — шутили активисты, сворачивая плакаты.
Менять их содержание на двух предстоящих акциях памяти они не намерены.