Компания «Русэнергосбыт» поздравляет вас с Новым годом и начинает акцию Год бесплатного электричества! Пять счастливчиков смогут не платить за свет целый год, 10 человек — в течение квартала, и еще 20 — в течение месяца. С такой листовки началось знакомство жителей юга и юго-востока столицы с новым поставщиком электричества в их дома. Через два месяца знакомства — люди получили увеличение платежей, а их самих практически насильно заставляют подписывать договор с компанией, о которой, они ничего не знают.
Единые расчетные центры берут штурмом. Жителям приходят по две квитанции за свет. Одна, отдельная — от «Мосэнергосбыта». Вторая — для компании «Русэнергосбыт» — включена в единый платежный документ.
Местные жители:
« Мы уже запутались — мы не знаем, что делать. По телефону звонят одни, а приходит конверт из прежней фирмы. «Мосэнерго» присылает конверты, а те, которые из «Русэнерго» — они нам звонят и говорят — платить только им».
В округе, оказывается, идет эксперимент.
Евгений Скляров, руководитель Департамента топливно-энергетического комплекса Москвы:
« Эксперимент заключается во включении платежа в единый платежный документ».
Все было бы просто и даже удобно. Только люди обнаружили, что платят они не по показаниям счетчиков, а по каким-то усреднённым данным. И света потреблять они стали значительно больше.
Житель дома, где проводится эксперимент:
«Я должен заплатить за 245 киловатт, я сжег на сегодняшний день 190 киловатт, 55 киловатт мне начислили лишних».
Любовь Полякова, жительница Восточного округа:
« Каждый месяц по каким-то позициям — какие-то переплаты, каждый раз надо высчитывать. У кого-то переплата 500 рублей, они объяснить это не могут. Говорят, давайте, сразу уберем, рвут эту квитанцию, и выдают новую».
Любовь Васильевна показывает квитанцию, которую пересчитывали аж четыре раза. То льготу занизили. То потребление завысили.
Любовь Васильевна:
« Первая сумма составляла 7052 рубля, когда мы написали жалобу, пересчитали, и она составила уже 4203 рубля. Потом пересчитали еще раз, и получилось, что вместо 7 тысяч надо платить 3500 с лишним рублей. Всё- таки, это большая разница, согласитесь».
Любовь Анреевна, жительница Восточного округа:
«Ты платежки получила? Это что такое было, ты можешь мне объяснить? Что это такое, это такие суммы в квитанциях получил весь дом, у кого нет счетчиков…Я, как глянула на эти платежки, мне просто плохо стало..»
Любовь Васильевна, старшая по дому, к ней бегут все соседи за советом. Что делать, откуда взялся новый поставщик и почему теперь надо заключать договоры только с ним.
Любовь Полякова, жительница Восточного округа:
« У нас собрался митинг около ДЭЗа, и нам сказали, что да, все решено. Подписано. Но договоров никаких не было вывешено, никакой информации не было, население было не в курсе».
Евгений Скляров, руководитель Департамента топливно-энергетического комплекса Москвы:
«Русэнергосбыт» заключил в нескольких районах договора с управляющими компаниями, с инженерными службами района. «Гуисы» являются аккумулирующими сборщиками платежей и рассчитываются с «Русэнергосбытом», а он, естественно, с «Мосэнергосбытом».
Речь идет о поставках электричества на общедомовые нужды — работу лифтов, насосов воды, лампочек на этажах. Это 6% от всего поставляемого объема. Что касается квартир, то здесь хозяин волен сам выбирать, кому платить. Наталья Лелькова менять поставщика не собирается.
Наталья Лелькова:
«Наш счетчик находится на лестничной клетке, за закрытой дверью, опечатанной «Мосэнергосбытом», оплачиваю я по пустографке, которую присылает «Мосэнергосбыт».
Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты прав потребителей:
« Для того, чтобы расторгнуть договор с «Мосэнерго», человек должен туда написать заявление — «Прошу меня больше клиентом не считать». Более того, для того, чтобы заключить договор с новой организацией, если это делается через управляющую организацию, то каждый гражданин должен написать доверенность этой организации о заключении договоров в его пользу на поставку электроэнергии».
А этого ,как раз, сделано не было, людей просто поставили перед фактом — теперь у вас новый поставщик.
Наталья Лелькина, жительница Юго- восточного округа:
«В ЕИРЦ повальное хамство. Люди приходят за справками. Не выдают справки до тех пор, пока житель не напишет заявление в «Русэнерго».
Николай Евтихиев, префект ВАО города Москвы:
« Эти компании будут бороться за потребителя и что-то предлагать. В каждом тарифе есть услуга, её можно менять, то есть — улучшать качество».
Жителям удалось получить копию некоего договора между двумя конкурентами.
Владимир Кимерин, генеральный директор компании «Русэнергосбыт»:
«Договор между «Русэнергосбытом» и «мосэнергосбытом» — он подписан, это мы подтверждаем».
Русэнергосбыт покупает электроэнергию у «Мосэнергосбыта» и поставляет конечному потребителю. Обе компании продают электричество по одинаковой цене.
Любовь Полякова, жительница Восточного округа:
«Тогда зачем нам посредник? Ведь цель любого посредника — прибыль, зачем нам еще один посредник, если у нас договор с «Мосэнерго» напрямую».
Валерий Васильев, представитель «Мосэнергосбыта»:
«Мосэнергосбыт» и предложил свои услуги — давайте, выберем одну из компаний на условиях конкурса, кто предложит потребителю лучшие услуги, того и выберем. Потому, что единый ЕПД — это даже экономия на бумаге и для той, и для другой компании».
«Мосэнергосбыту» местные власти в этом отказали. Тогда компания подала жалобу в антимонопольную службу России. Кстати, в ФАС никакого договора между компаниями представлено не было.
Василий Жуков, начальник отдела контроля органов власти и правовой экспертизы Московского УФАС России:
«Когда мы рассматривали обстоятельства эксперимента, выяснилось, что никакой конкуренции между «Мосэнергосбытом» и «Русэнергосбытом» не было».
Каких- либо экономических или технических обоснований, что «Русэнергосбыт» лучше «Мосэнергосбыта» — ФАС тоже не получила. Поэтому антимонопольная служба дала четкое предписание — из единых платежек графу электричество убрать, и пока конфликт не разрешен — жители будут платить прежнему поставщику.
Василий Жуков, начальник отдела контроля органов власти и правовой экспертизы Московского УФАС России:
«Так же принято решение о проведении дополнительных проверок, в частности, о правомочности управляющих организаций без согласования с гражданами-потребителями, с которыми уже заключен договор энергоснабжения, такие договоры расторгать».
Смотрите, что получается. Если компанию «Русэнергосбыт» признают нарушителем, то согласно закону, она все свои деньги должна будет вернуть в федеральную казну. А это значит, что нескольким десяткам тысяч людей, которые платили этой компании два месяца, вряд ли, что-либо пересчитают и вернут. Поэтому Московское общество защиты прав потребителей подает в суд.
Анастасия Чебрякова